25 июля 2019
Как защититься от назойливых предложений банка
«У нас для вас есть эксклюзивное предложение. Мы готовы предоставить вам кредит на самых выгодных условиях». Как же надоели подобные звонки и откуда банк узнал мой номер? Этот вопрос мучает калининградцев с завидной регулярностью. Можно ли защитить персональные данные от банка и где граница дозволенного?
По данным Роскомнадзора, за первое полугодие 2019 года число жалоб граждан и юридических лиц на обработку персональных данных превысило 25 тысяч, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 44%. В топ-листе нарушителей стоят кредитные организации, за прошлый год на них было подано более 10 тысяч жалоб, согласно данным ведомства.
Реклама и персональные данные
По закону банки являются операторами персональных данных: ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации, семейное положение, социальное или имущественное положение, образование, профессия, уровень дохода и пр. Все эти данные им нужны для идентификации клиента, а также оценки его платёжеспособности.
По закону работа с персональными данными гражданина возможно только после его письменного согласия. Поэтому при первом посещении кредитной организации сотрудник банка просит подписать согласие на обработку персональных данных. Чаще всего в этот документ банки включают весь перечень действий, которые он может совершать с полученной информацией. Причем вполне возможно в договоре может быть пункт о передаче данных партнерам, использовании их для рекламной рассылки или для анализа.
Если вы подписали такой документ, то получается банк работает с вашими персональными данными вполне легально. Поэтому лишний раз не стоит лениться прочитать документ, под которым вы ставите подпись. Если вы считаете, что в согласии на обработку персональных данных присутствуют расплывчатые формулировки или пункты, с которыми вы не согласны, можно попросить исключить их из документа. По словам юриста Регионального центра финансовой грамотности Ирина Ожигановой, человек может одобрить одни операции и запретить другие. Например, можно вполне законно отказаться от получения рекламной рассылки.
«Если возможно определить, что это за организация, которая шлет эту рассылку. То можно письменно обратиться в эту организацию с требованием не использовать ваши персональные данные и отказе от получения какой-либо информации. Дальше организация должна прекратить рассылку. Если этого не происходит, тогда вам можно обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор с жалобой на действие этой конкретной организацией,» - говорит Ирина.
Так же, по словам юриста, можно обратиться к своему сотовому оператору или интернет провайдеру (в зависимости от способа получения рекламы) и потребовать исключение вашего номера или адреса электронной почты из рассылки.
Хранение персональных данных
Если вы решили сменить банк, в котором обсуживаетесь, то это не означает автоматического удаления ваших персональных данных из базы этого банка. В теории данные должны храниться и использоваться в течении срока действия договора. Однако очень редко банк добровольно решит удалить вас, так как надеется на ваше возвращение при предоставлении более выгодных условий по обслуживанию или кредитованию.
Для того, чтобы точно изъять свой телефон, фамилию, адрес электронной почты и иную личную информацию придется составить письменное заявление в отделении банка с просьбой удалить персональные данные. Банк должен будет уведомить вас об исполнении требования.
Правда даже при отзыве в соответствии с 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ваши данные в банке будут хранить еще в течении пяти лет.
Получается полностью сразу удалить свои данные из банковской базы не получится, но отказаться от назойливой рассылки вполне реально, правда для этого придется приложить усилия. Кроме того, никто не отменял право и на судебную защиту в рамках решения вопроса об отказе от рассылок и рекламных предложений.
Откуда сторонние банки знают обо мне?
Если с моими персональными данными в моем банке все понятно, то почему мне звонят и предлагают свои услуги сторонние кредитные организации? Зачастую так называемый «холодный обзвон» имеет противоположенную реакцию - вместо интереса растет раздражение к звонящему с той стороны.
Закон не запрещает банкам получать персональные данные из общедоступных источников. Аналогичный пункт есть в большинстве документов, которые описывают политику кредитных организаций в отношении персональных данных. Самое очевидно, где можно найти информацию о клиенте - на страничке в социальной сети. Зачастую в профиле можно найти массу интересной информации. Правда здесь возникает вопрос наличия согласия самого субъекта.
Использование открытых данных для «холодных звонков» — это тоже нарушение закона, сообщают Банки.ру. Так как без наличия согласия субъекта, сотрудник кол-центра не имеет право набирать его телефонный номер. Однако на практике звонки продолжаются и никакие угрозы со стороны клиентов не мешают звонкам. Причем, чаще всего, обзвоним занимаются сторонние организации, которых привлечь к ответственности практически нереально.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.