18 июня 2019
Как воруют деньги с банковских карт
Объем хищений с банковских карт россиян за прошлый год вырос на 44% по сравнении с 2017 годом. С какими видами мошенничества могут столкнуться калининградцы сегодня?
Большая часть хищений совершается мошенниками через получение прямого доступа к электронным средствам платежа либо с помощью методов социальной инженерии, такие данные приводит Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России. Число случаев, когда мошенники получают персональные данные с помощью методов социальной инженерии, растет: доля совершенных таким образом несанкционированных операций увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. Остальные 3% составляли вредоносные коды и прочее. При этом в 97% случаев клиенты сами передавали преступникам данные своих карт – сообщили в пресс-службе Отделения по Калининградской области Банка России.
Звонки через технологии подмены номера
Буквально пару лет назад звонок мошенника можно выло легко вычислить. Номер, с которого звонили аферисты, был только поход на номер банка – отличия были, хоть и в несколько цифр. Сегодня, благодаря технологиям подмены номера, аферисты могут полностью копировать номер банка. Причем такой обман они могут совершать не только представляясь сотрудником банка, но и клиентом при звонке в банк. Таким образом они могут узнать баланс по карте, последнюю операцию и пр.. Эти данные помогают им усыпить внимание потребителей.
Что делают мошенники? В таких случая они выманивают различную информацию у своих жертв: от персональных данных или данных пластиковой карты до кода из СМС для якобы отмены операции.
Что делать если поступил такой звонок?
Не сообщать никакой информации человеку на другом конце телефона: CVV-код, ПИН код, пароли из СМС. Причем, эти данные не может требовать даже настоящий сотрудник банка. Если к вам поступил подозрительный звонок, скажите, что перезвоните, ссылаясь на плохую связь. Современные технологии позволяют подменить входящий вызов, но при исходящем звонке вы нарветесь на свой банк. Надежнее в такой ситуации набрать телефон, указанный на обратной стороне банковской карты.
Ограбление без контакта с жертвой
Все популярные платежные системы имеют технологии бесконтактной оплаты. Это сделано для ускорения безналичной оплаты покупок. Пришел в магазин купить хлеб и молоко прислонил карту к терминалу, оплатил 100 рублей и пошел домой. Очень удобно! Главное условие в России покупка не должна превышать 1 000 рублей. Технология пришла к нам десять лет назад, и мошенники сразу научились с помощью нее красть честно заработанные. Они стали подходить к жертвам в местах большого скопления людей со специальным POS-терминалом, которые на расстоянии позволяет произвести оплату. Из-за шума жертва часто не слышит звуковой сигнал о списании денег – а узнает о краже лишь через некоторое время, когда открывает телефон, а там сообщение от банка, что со счета списано 999 рублей.
Как избежать бесконтактной кражи?
Надежнее всего будет носить такую нарту в специальном экранирующем чехле. И не лишним будет установить индивидуальный расходный лимит по карте, огранив количество возможных транзакций.
Предложения кредитов от неработающих банков
Этот вид мошенничества сравнительно молодой и весьма популярен сегодня. Мошенник звонит на телефон и представляется банком, у которого на данный момент отозвана лицензия, и говорят об одобрении кредита по выгодной ставке. Однако для переводя денег просят оплатить комиссию, страховку, указать данные карты или иную информацию для того, чтобы заполучить ваши деньги. Когда мошенники получают свои 5 - 10 тысяч рублей – они исчезают.
Как не попасть в просак?
Во-первых, если вы не подавали заявку на кредит, банк вам его не одобрит и не переведет деньги. И конечно же банк не потребует от вас заочно заплатить деньги до подписания договора. Во-вторых, на сайте Банка России можно найти список банков, имеющих лицензию. Достаточно указать название банка в специальном справочнике по кредитным организациям. Если поступают такие предложения – просто отказываетесь и кладите трубку.
Несуществующие законы и фейковы выплаты
Мошенники пишут, звонят, рекламируют себя, представляясь сотрудниками: Минфина, пенсионного фонда, налоговой… Цель таких контактов одна – всеми путями заполучить деньги жертвы.
Возможны несколько сценариев: предлагают получить якобы положенную выплату от государства; помогают оформить документы для получения прибавки к пенсии или иной социальной выплате или просят документы (паспорт, СНИЛС), чтобы позже оформить на них онлайн займ в МФО или фирму, которая может заниматься различными серыми схемами.
Как защитить себя?
Не стоит верить всем, кто звонит или приходит к вам домой, офис и предлагает деньги.
Во-первых, сотрудники Пенсионного фонда или налоговой не ходят по домам, а принимают обращения либо онлайн, либо в клиентском центре. К сожалению, просто так государство никому ничего не выплачивает, только за то, что вы родились до определенного года или имеете низкий официальный уровень заработка и пр.
Незавершённая операция в терминале оплаты
Столкнуться с такой ситуацией может каждый кто оплачивает услуги через терминал в банке. Ситуация очень проста, мошенник подходит к терминалу, выбирает оплату мобильного телефон, а в качестве способа платежа нажимает банковскую карту. Далее он отходит от терминала. Когда следующий в очереди человек подходит к устройству, вставляет свою карту и вводин ПИН-код, то с его карты пополняется счёт мобильного телефона мошенника. Дело в том, что терминалы настроены так, что оплату можно внести в течении 90 секунд. И этого времени вполне хватает мошенникам, когда в период массовой оплаты услуг ЖКХ перед терминалами стоит очередь.
Как не попасть в ловушку?
Всегда очень внимательно читайте информацию на экране терминала. И не лишним будет перед проведением платежной операции нажимать кнопку «Отмена».
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области" при содействии Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.