Личная финансовая безопасность: основные правила безопасности пенсионеров
13 декабря 2018

Личная финансовая безопасность: основные правила безопасности пенсионеров


Достаточно часто около банков можно увидеть как пенсионеры в день начисления пенсии стоят в очереди к банкомату, чтобы снять наличные. Для них наличные - это самый привычный способ, которому они доверяют – карта же напротив что-то новое и не безопасное по их мнению. Так ли это? Эксперты мира финансов говорят, что грамотное использование банковских карт – не только безопасно, но и очень удобно. Какие правила стоит соблюдать, чтобы банковская карта принесла только удобство и не принесла проблем, разберемся.

В пользу карты говорит тот факт, что ее утрата не означает утрату денег. При пользовании наличными деньгами дело обстоит иначе – их можно потерять или их могут попросту украсть. 

«Карта, во-первых, защищена. Защищена микропроцессором, защищена вводом ПИН-кода, который знает только обладатель карты. И в случае утери мошенники не смогут воспользоваться деньгами, в особенности если сразу после утраты карты позвонить в банк и заблокировать её», - поясняет руководитель направления Департамента безопасности ПАО Сбербанк Максим Коптев.

На какие нюансы обратить внимание для безопасного использования карты?

Во-первых, никому, включая сотрудников банка, нельзя сообщать свои конфиденциальные данные, такие как одноразовые СМС-пароли, ПИН или CVV-код от банковских карт.
Номер же карты сам по себе не является большой тайной. Например, для того, чтобы на карту перевели деньги, можно спокойно продиктовать номер. Хуже другое. Злоумышленники пользуются такой возможностью, вместо того, чтобы перевести средства, пытаются с помощью номера вашей карты средства списать. И в таком случае приходит одноразовый пароль. Но зачастую клиенты не читают текста сообщения, что это расходная операция. Думают, что им приходят деньги. Думают, что это им поступает зачисление. И всё равно разглашают этот одноразовый пароль злоумышленникам и соответственно лишаются денег.
Во-вторых, при получении СМС-сообщений необходимо всегда проверяйте исходящие реквизиты. При получении сообщений с незнакомых номеров, не переходите по ссылкам с целью исключения вирусного заражения. Никогда нельзя подключать к услуге «Мобильный банк» чужие телефоны. При смене номера мобильного телефона важно проинформировать банк, так как номер, указанный вами при заключении договора связан с банковской картой и на нем же обычно подключена услуга «Мобильный банк».
А при любых сомнениях или тревоге обращайтесь в контактный центр своего банка по официальным телефонам, которые можно легко найти на оборотной стороне карты.

Что нужно делать при столкновении с потенциальным мошенником?

Во-первых, важно проявлять разумную осмотрительность и в первую очередь помнить, что сотрудники банка никогда не запрашивают у клиентов конфиденциальные данные по карте, не требуют подойти к банкомату или совершить какие-нибудь другие активные операции. Чаще всего мошенники используют метод внезапности и необходимости мгновенно не задумываясь принимать решения. Например, клиент получается СМС-сообщение с информацией о том, что «Ваша карта заблокирована» или «Списание выполнено успешно», или «С вашей карты осуществляется перевод. Если вы его не совершали, перезвоните по телефону такому-то». Этим аферисты пытаются заставить клиента паниковать и перезвонить по телефону, но не банка. После того, как гражданин перезванивает, мошенники либо будут мягко пытаться выяснить конфиденциальную информацию, либо попытаются еще больше запугать и заставить сделать действия, которые нужны злоумышленнику.

Надо помнить, что аферисты могут представляться кем угодно: сотрудниками банка, платёжной системы, Центрального банка либо представителями правоохранительных органов, собеса. Все зависит от фантазии злоумышленников, которая практически не знает пределов.

Например, пару лет назад мошенники использовали схему - «дети войны». Под предлогом компенсации за участие в военных действиях или в тылу мошенники звонили пенсионерам и выуживали у них информацию о банковских картах для того, чтобы якобы зачислить компенсацию в размере нескольких тысяч рублей. К сожалению, пенсионеры принимали это за чистую монету. И передавали злоумышленникам все данные о себе. Злоумышленники тем самым заходили в интернет-банк и пользовались средствами, которые находились на счетах у пенсионеров.

Важно не звонить по телефону, указанному в СМС, а звонить по телефону банка, который указан на карте или на официальном сайте.

Каковы самые современные способы отъема средств

Отдельно необходимо упомянуть о вирусном заражении телефонов. В первую очередь это касается наиболее популярной системы Android. Заражение телефонов вредоносной программой может произойти при переходе по ссылке в сообщении, при открытии фотографий, при поиске информации в интернете. Эти вредоносы без участия клиента могут направлять СМС-команды на перевод средств, перехватывать СМС с одноразовым кодом подтверждения. Автоматически пересылать эти СМС-сообщения в банк. При этом вирус может скрывать СМС-сообщения от владельца телефона. И для хищения в данном случае атакующим не нужно знать ни номера карт, ни логины, ни пароли. Им достаточно заразить телефон жертвы вирусом. Для минимизации таких рисков рекомендуется использовать антивирус.
Бывают случаи, когда на улице к вам подходит человек и делает жалостливое лицо, просит дать перезвонить срочно маме, сел телефон, разные совершенно предлоги. В тот момент, когда вы даете этому человеку перезвонить, он скрытно делает несколько СМС-команд, таким образом тоже воруя средства.

В общем, нужно беречь не только данные карты, но и свой собственный мобильный телефон

Несмотря на то, что банки всячески оберегают своих клиентов от воздействия мошенников, надо помнить всегда, что наша безопасность находится в наших руках. И большую часть проблем мы можем превентивно решить.

1235


-->