19 июня 2020
Двойное списание- что делать
Один из самых больших страхов держателей пластиковых карт – это то, что при покупке товара со счета спишут лишние деньги. Именно эта мысль чаще всего мелькает у нас, когда мы отдаем заветный пластик в руки кассиру или официанту. Действительно ли эти опасения оправданы? Попробуем разобраться вместе.
Для начала, стоит, наверное, рассмотреть сам механизм осуществления платежа. Например, при оплате товаров в кассе супермаркета. Итак, перед вами уже пустая лента, отсканированные товары вы потихоньку раскладываете по пакетам, даете для оплаты пластик, зорко и тревожно вглядываетесь в лицо кассира.
Кассир тем временем выдвигает к вам небольшой прибор, именуемый пин-падом, проводит карточкой в пазу прибора и предлагает нам ввести пин-код. После его введения запрос "улетает" в специальный процессинговый центр, где проходит авторизацию. Если ответ положительный, сумма, равная цене товара на вашей карте блокируется. Не списывается, а именно блокируется, то есть, вам эти средства больше не доступны, но фактически они еще присутствуют на вашем счете. Вам поступает СМС-уведомление, если у вас подключен мобильный банк, о том, что оплата прошла успешно. Затем вы должны получить от продавца чек, подтверждающий блокировку средств на карте, и спокойно идти домой с пакетом покупок. А через какой-то определенный период времени - как правило, в конце рабочего дня - деньги с вашего счета будут списаны в пользу того самого супермаркета, в котором вы так любите покупать кефир и батон.
Однако, не все бывает так гладко и радужно. Случаи двойной блокировки средств,
(или двойного списания) хоть и редко, но случаются. В Калининграде в крупных торговых сетях регистрируется до 10-12 таких случаев в год на каждый магазин. Как правило, это происходит в предпраздничные дни, когда нагрузка и на продавцов, и на оборудование, существенно возрастает.
Причины двойного списания могут быть разными. Иногда это ошибка банка-эквайера, который может дважды направить на обработку в платежные системы один и тот же файл. Бывает, что это сбой в рамках платежной системы или процессинговой системе, производящей авторизацию.
Однако, чаще всего в двойном списании виноваты торговые точки, проводящие платежи. Если произошел технический сбой и запрос авторизации был случайно задублирован, то и соответствующая сумма будет заблокирована дважды. Такие ситуации нередки и происходят по ошибке кассира или из-за технических проблем в терминале. В этом случае, если для вас действует одно четкое правило – вы подписываете только один чек и вводите пин-код только один раз.
Если есть подозрение на двойное списание - первое, что должен сделать держатель карты обратиться в call-центр банка (его телефон указан, как правило, на самой карте). Убедитесь, что списание действительно произошло, узнайте, возможно ли заблокировать процесс непосредственного списания средств с вашей карты, поскольку на первом этапе средства с карты не списываются, а только блокируются, помните?
Оптимальный для клиента вариант – остановить этот процесс, поскольку после списания возврат средств будет производиться уже только по вашему заявлению, и это займет какое-то время. Ряд банков производит разблокировку двойных сумм по звонку клиента, если оператору ситуация очевидна.
В случае, если сумма крупная, либо суммы в чеках различаются, готовьтесь к тому, что придется дойти до банка и написать заявление, приложив чеки с отказом в проведении операции. Поэтому, обязательно запаситесь чеками, подтверждающими отказ в транзакции, если таковые были, и чеками с суммой, которую вы готовы подтвердить.
Как правило, кредитные организации не отказывают клиентам: операционное подразделеноие связывается с банком, обслуживающим торговую точку и в случае подтверждения того, что произошла техническая ошибка, возвращают клиенту удвоенные суммы.
К сожалению, надо быть готовым к тому, что если сумма уже списана, деньги вам вернут только через месяц. Это связано с тем, что у большинства банков средства резервируются на 30 дней – обычно именно столько отводится на ожидание подтверждения финансовой операции. В случае, если такое подтверждение от банка, обслуживающего торговую точку за указанный срок не поступило, средства будут восстановлены на счете автоматически.
Но, самое главное, не волнуйтесь. Просто, как мы уже говорили раньше, не вводите дважды пин-код, если вам не дали чек об отмене предыдущей операции.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.