Должен ли владелец взломанного аккаунта нести ответственность за переводы мошенникам?
20 декабря 2024

Должен ли владелец взломанного аккаунта нести ответственность за переводы мошенникам?


Взлом аккаунта в социальных сетях или мессенджерах с просьбой к контактам направить деньги, распространенный вид мошенничества. Несмотря на огромное количество информации о схемах обмана, жертвами подобной аферы становятся сотни россиян. Можно ли требовать с владельца взломанного аккаунта компенсации в случае перевода денег мошенникам, разобрались эксперты регионального центра финансовой грамотности.

Если человек поверил рассылке от мошенников через взломанный аккаунт и перевел деньги, получить компенсации с владельца аккаунт, который по факту не совершал никаких противоправных действий, не получится. По факту отправленные мошеннику деньги были похищены из-за действий афериста и доверчивости, неосмотрительности его жертвы: средства были добровольно переведены на счет третьего лица (злоумышленника), реальность запроса денег проверена не была.

Но никто не ограничивает потерпевшую стороны обратится в суд для взыскания похищенных средств с владельца аккаунта. В этом случае последнему придется доказывать, что аккаунт в мессенджере был взломан.

Можно ли уберечь аккаунт от взлома?

Абсолютной гарантии от взлома дать никто не может, однако меры личной финансовой безопасности стоит предпринять учитывать: пин-код при входе, двухшаговая проверка в настройках приложения и использование антивирусных программ. Лучше потерпеть небольшие неудобства в связи с необходимостью ввода пароля двухшаговой проверки, чем повысить риск быть невольным автором мошеннической рассылки. 

Можно ли как-то вернуть деньги?

В случае подобного перевода вернуть деньги потерпевшей стороне в большинстве случаев сложно, но попытаться можно.  Для этого необходимо как можно скорее обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе и обмане со стороны получателя перевода, а также в полицию по факту совершенного мошенничества.  Скорость транзакций в настоящее время почти мгновенная, но всегда есть шанс, что перевод задержится из-за технического сбоя или срабатывания антифрод-системы (в этом случае нередко банк просит клиента подтвердить транзакцию, отправить перевод заново), поэтому всегда нужно обращаться в банк незамедлительно.

Счета, на которые поступают деньги потерпевших, чаще всего подставные (оформлены на людей, открывших карточные счета за вознаграждение). Даже если организатора/конечного получателя средств установить не удастся, есть шанс вернуть похищенные деньги в гражданском процессе – как неосновательное обогащение у владельца счета получателя. 

 Правила финансовой безопасности!

Чтобы не лишится своих накоплений, не следует торопиться. В сообщениях со взломанного аккаунта могут быть объяснения, что человек сейчас не может говорить, но слезно просит помочь. В важных финансовых вопросах не нужно полагаться только на текст сообщения (даже голосовые сообщения сейчас возможно подделать). Обязательно предварительно свяжитесь с тем, кто просит деньги лично. Обращайте внимание на мелочи: орфографию, нетипичную для отправителя стилистику, речевые обороты, размер суммы и ее обоснование. Промедление поможет с холодной головой оценить ситуацию и выяснить реальность происходящего, тем самым уберечь себя от мошеннических действий.

   Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru. 


10


-->