25 июля 2024
Банки начали возвращать клиентам похищенные мошенниками средства
С 25 июля 2024 года в нашей стране вступили в силу поправки в закон о национальной платежной системе. Теперь банки будут обязаны возвращать клиентам украденные у них киберпреступниками и мошенниками денежные средства.
Банки теперь будут и осуществлять контроль над транзакциями людей, и выключать доступ к дистанционному банковскому обслуживанию клиентам. В зоне риска пользователи, которых заподозрили в выводе и обналичивании украденных у граждан денег – то есть "дропперы". В пресс-службе Банка России сообщают, что сейчас в базе данных регулятора более тысячи таких счетов и в ближайшее время они будут заблокированы.
Кредитные организации теперь обязаны приостанавливать переводы на два дня, если информация о получателе денег есть в базе мошеннических операций. В течение этих двух дней заморозки (так называемый период охлаждения, на который транзакция приостанавливается) человеку необходимо будет подтвердить проведение операции или же отменить ее.
Эти меры должны оградит людей от произвола мошенников. Согласно изменениям, если человек переведет денежные средства на счет "дроппера" и если финансовое учреждение допустило эту транзакцию, банк обязан будет компенсировать человеку всю сумму перевода в течение 30 дней.
"Если банк не проверил, что получатель транзакции числится в системе МВД, то обязан в течение 30 дней вернуть клиенту всю сумму. Если перевод ушел за границу, то в течение 60 дней", - поясняет замдиректора департамента информационной безопасности Банка России Юрий Лысенко.
По мнению ряда экспертов, изменения законодательства может привести к излишним блокировкам со стороны банка, поэтому потребуется дополнительные рекомендации от Банка России для коммерческих банков.
Банк России уже расширил список признаков мошеннических операций, которые обязаны учитывать финучреждения для предотвращения мошеннических переводов. Приказ регулятора с обновленными критериями вступил в силу также 25 июля 2024 года.
В каких случаях банки обязаны приостанавливать банковские переводы?
· При переводе на счета, по которым ранее, по оценкам антифрод-систем банков, совершались мошеннические операции.
· При наличии информации о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств, причем информация может поступить в банк по любым каналам.
· При наличии информации, свидетельствующей о мошенническом характере операции, поступившей от сторонних компаний, например, от мобильных операторов.
· При наличии счета в «черных списках» Банка России.
· При выявлении нетипичной для клиента операции.
· При фиксации попытки выполнить операцию с устройства, которое ранее применялось мошенниками, и информация о нем есть в базе данных регулятора.
Как сообщала ранее пресс-служба Банка России, мегарегулятор формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» на основе информации, полученной от банков и других операторов платежных систем. База содержит большой спектр параметров — уникальных идентификаторов, в том числе данные о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Данные регулярно направляются во все банки страны.
Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения». Дополнительная информация – по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.