22 мая 2023
Что делать при взломе аккаунта на «Госуслугах»
Аккаунты россиян на портале госуслуг стали привлекать к себе внимание мошенников. Мошенники звонят и под надуманными предлогами пытаются заполучить доступ к аккаунту. Что предпринять, чтобы восстановить аккаунт на «Госуслугах» и как сохранить доступ разобрались эксперты регионального центра финансовой грамотности Калининградской области.
Главным в случае взлома – быстрое восстановление доступа к учётной записи, а также немаловажным будет сообщить о взломе в правоохранительные органы.
Почему мошенников интересуют мои «Госуслуги»?
Взлом аккаунта дает мошенникам доступ к огромному количеству персональной информации: паспортные данные пользователя, СНИЛС, ИНН, ОМС и ДМС, сведения об автомобиле и недвижимости, банковские карты и электронно-цифровая подпись, которая позволяет распоряжаться имуществом. Доступ к данным позволяет украсть деньги, провести различные операции, оформить кредит и даже подарить недвижимость! Все эти данные являются «подарком» для тех, кто занимается социальной инженерией.
Как восстановить доступ к «Госуслугам»?
Сделать это можно онлайн через ваш банк. Для этого данные паспорта на «Госуслугах» должны совпадать с данными в кредитной организации. Либо восстановить доступ можно в центре обслуживания, например, в офисах МФЦ.
Восстановить доступ через банк
Перейдите на сайт или в приложение банка. Зарегистрироваться повторно, банк идентифицирует личность по данным паспорта и другим документам. После регистрации новый пароль для входа придёт по указанному в банке номеру телефона.
Восстановить доступ в центре обслуживания
Выберете ближайший центр обслуживания, возьмите с собой паспорт и СНИЛС. Предъявите документы сотруднику центра и скажите, что хотите восстановить пароль от «Госуслуг». Сотрудник центра обслуживания проверит документы, спросит актуальный телефон или адрес электронной почты и пришлёт одноразовый пароль. При первом входе на «Госуслуги» используйте этот одноразовый пароль и СНИЛС в качестве логина. Затем смените полученный пароль на сложный. В пароле должны быть прописные и строчные буквы, цифры и символы.
Как защитить свой аккаунт на «Госуслугах»?
Защитить аккаунт от мошеннических действий поможет двухфакторная аутентификация, вход на портал по смс. Это поможет лучше защитить учётную запись — при каждом входе на телефон будет приходить одноразовый код подтверждения.
Для подключения в разделе «Безопасность» личного кабинета перейдите на вкладку «Действия в системе». Если учётная запись использовалась на «Госуслугах», обратитесь в службу поддержки. Если на стороннем ресурсе — в службу поддержки данного ресурса.
Подайте заявление в МВД. Расскажите о взломе и приведите всю информацию, которую знаете: например, время взлома или чужие контактные данные, которые были указаны в профиле, при возможности подкрепите показания скриншотами.
Сам по себе сервис «Госуслуг» надежно защищен от взлома. Однако всегда остается человеческий фактор: легкомысленность и чрезмерная доверчивость граждан.
1. Подключить двухфакторную аутентификацию (вход на портал будет осуществляться по логину, паролю и одноразовому СМС-коду).
2. Удалить кредитные организации, МФО из числа тех, у которых есть доступ к вашим персональным данным со страницы «Госуслуг».
3. Не доверять незнакомцам, которые звонят либо пишут вам сообщение и сообщают о необходимости произвести какие-либо действия на портале «Госуслуг». В том числе предлагают установить программу удаленного доступа на гаджет. Также очень важно внимательно относиться к переходу по ссылкам из любых сообщений электронной почты — уведомления от «Госуслуг» могут приходить только с адреса no-reply@gosuslugi.ru.
4. Использовать сложные пароли для доступа на вашу страницу на «Госуслугах» и регулярно меняйте пароли (раз в год).
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.