Вернуть украденное: можно ли вернуть отданные мошенникам деньги?
12 апреля 2023

Вернуть украденное: можно ли вернуть отданные мошенникам деньги?


На удочку афериста может попасть любой человек. Даже самые образованные люди, к сожалению, не редко становятся жертвами. Методы социальной инженерии застают врасплох, заставляют подчиниться и в итоге расстаться с деньгами на карте. Прозрение, как правило, наступает уже после списания денег со счета.

Способов обмана множество, как правило, это звонок из организации, которой люди доверяют: правоохранительные органы, Банк России, коммерческий банк с требованием срочно совершить финансовую операцию: перевести деньги на «безопасный счет» или одна из новых схем – увеличить лимиты банковских переводов.

Если вы добровольно отдели деньги мошеннику – вернуть их будет проблематично, но ряд действий может в этом помочь. Для начала необходимо обратиться в свой банк и сообщить о ситуации. В кредитной организации должны рекомендовать также подать заявление о блокировке счёта и отзыве перевода, который был совершен в пользу мошенника. Если деньги не были зачислены на счет получателя, например, из-за технического сбоя или счет получателя заблокирован из-за жалоб на мошенничество – эти действия помогут вернуть деньги.

По закону в случае добровольного перевода денег мошеннику и нарушению правил личной финансовой безопасности, банк не обязан возвращать украденные деньги.

Данные, которые нельзя сообщать посторонним, чтобы не лишиться денег?

·      Пароли

·      Код из смс/push-уведомления

·      Любые иные данные для совершения перевода. 

Банк не интересует легенда мошенника, убедительность его действий – правила личной финансовой безопасности едины для любых ситуаций. И даже если поступило сообщение или звонок от «сотрудников полиции или ФСБ», что сотрудник банка похитил персональные данные или поступает угроза о том, что совершается перевод в пользу армии Украины и вам за это грозит обвинение в госизмене – ответственность за перевод будет на владельце счета.

Как правило, для банка любые переводы: в пользу мошенника либо родственнику выглядит одинаково и вернуть их обратно только по требованию отправителя – невозможно.

Обратиться в банк с обращением и предать огласке ситуацию надо не только чтобы попытаться вернуть свои деньги, но, и чтобы помочь другим людям не попасться на уловку. Банк может проверить транзакции счета получателя, заблокировать его до выяснения обстоятельств, а также внесет номер телефона мошенника в соответствующую базу.

Когда банк может вернуть похищенные мошенниками деньги

·      Если человек в течение суток после списания средств сообщил о ситуации в банк: написал заявление на возврат перечисленных со счета средств и заблокировал карту.

·      Если списание произошло без участия клиента, и не было факта нарушения правил безопасного использования карты.

После поступления обращения банк проведет расследование и если будет установлена ошибка/вина банка (например, брешь в системе безопасности или недобросовестные действия служащего), деньги вернут.

Банк точно вернет деньги, если будет установлен факт того, что:

·      не было уведомления клиента о списании денег;

·      не была обеспечена безопасность переводов и счетов;

·      кредитная организация была в курсе о том, что данные/карта похищены, но провела транзакцию;

·      кредитная организация проигнорировала признаки, того что операция совершается без ведома клиента (несколько списаний подряд, нетипичные для клиента операции, операции с устройства/ на счет лицу, включенному в базу данных Банка России о попытках и случаях осуществления перевода денежных средств без согласия клиента), но не приостановила их исполнение;

·      имела место техническая/иная ошибка, которая привела к потере средств. 

Кстати, нелишним по факту мошеннических действий будет подать заявление в полицию. Возбуждение уголовного дела необходимо не только для проведения расследования и сбора потерпевших, но и понадобиться в дальнейшем для суда. Так как случается, что возвращать похищенные (даже без вины клиента) деньги приходится через суд.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.  

417


-->