17 июня 2022
Подарочный сертификат: как обменять подарочный сертификат на деньги
Как иногда бывает сложно выбрать подарок. Дарить деньги не очень хочется, а вкусы другого человека не всегда можно предсказать. Удобной альтернативой является подарочная карта или сертификат: не нужно выбирать конкретную вещь, пытаться угадать цвет, размер или марку подарка. Достаточно просто прийти в магазин и заплатить подходящую сумму. Однако не всегда сертификат – это лучший подарок – порой кому-то все же нужны деньги. Рассмотрим, можно ли при желании вернуть деньги за сертификат.
Подарочный сертификат - это расписка в вольной форме, устанавливающая право её владельца на получение указанного в сертификате товара\услуги. Другими словами, когда гражданин покупает сертификат, он заключает с предприятием (магазином, салоном или иной организацией) договор купли-продажи. Вносимые им за сертификат деньги являются предоплатой. Получив её, предприятие обязуется предоставить товар или услугу вам или тому, кому вы подарите заветную карту. Получается так, сертификат — это деньги, которые владелец сертификата может потратить исключительно в определенном месте.
Сертификат имеет определенный номинал — это сумма, которую его обладатель может потратить на подарок. Владелец подарочной карты приходит в магазин, выбирает вещь и расплачивается, но не деньгами, а сертификатом. Если денег не хватает на покупку, можно доплатить недостающую сумму.
С юридической точки зрения подарочный сертификат — это предоплата товара или услуги. Взамен человек получает документ, который подтверждает право на покупку в будущем. Такое объяснение не закреплено в законе, но сформировалось судебной практикой. Покупки с использованием подарочного сертификата не отличаются от традиционных за наличный или безналичный расчет. Их можно возвращать или обменивать в таком же порядке, как и товары, купленные обычным способом.
Продавцы, реализующие сертификаты, часто руководствуются при их продаже и обналичивании своими собственными правилами. Однако надо понимать, все отношения продавца и покупателя в этой ситуации или и в какой-либо другой подчиняются статьям Гражданского кодекса РФ, которые регулируют договоры купли-продажи. Также к возникающим правоотношениям применимы положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
Способы обмена подарочной карты на валюту
Вам подарили сертификат, но вместо него вы бы хотели получить деньги?
Самый очевидный вариант, вам подарили сертификат в магазин на покупку товара, вы должны использовать его для приобретения продукта, который подлежит обмену и возврату в соответствии с законодательством нашей страны. Вернув в необходимые сроки покупку продавцу, тот рассчитается с вами наличными, а не новым сертификатом.
Второй вариант, в соответствии со статьей 32 Закона о защите прав потребителей, если вам подарили сертификат на услуги, то вы можете вернуть деньги, отказавшись от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Следующим вариантом возврат денег за сертификат, после истечения срока его действия. После наступления указанной даты обратитесь к продавцу с пожеланием возврата средств, ссылаясь на неосновательное обогащение с его стороны. Если тот откажется, вы имеете полное право написать в его адрес претензию и обратиться в суд.
Важно! Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без необходимых на то оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Если обладатель сертификата не воспользовался или не желает пользоваться сертификатом по любым причинам, то у магазина возникает неосновательное обогащение. По закону это недопустимо. Значит, обладатель сертификата может вернуть его в магазин в любое время и без каких-либо условий. Причины объяснять необязательно. И никакие внутренние правила магазинов, даже если они висят на стенде или написаны в интернете, не влияют на возможность возврата. Закон всегда стоит выше любых правил магазинов, которые они сами придумали.
Первым шагом на пути получения денег является общение с магазином: попросить его принять сертификат обратно и вернуть вам сумму номинала. Можно попробовать сделать это устно, в случае отказа можно составить и отправить или оставить в магазине письменное заявление (не забудьте получить входящий номер на своем экземпляре).
Оформляем претензию правильно
Если просьба вернуть деньги за сертификат не возымела должного влияния или если в течение 10 календарных дней после подачи заявления магазин не перечислил деньги – смело пишите претензию! Вы не обязаны ее писать до обращения в суд, но, возможно, эта мера ускорит решение проблемы без дополнительной волокиты. Таким образом вы сможете документально зафиксировать юридически значимые факты, необходимые для дальнейшего рассмотрения вашего дела в суде. Претензию нужно отправить в магазин теми же способами, что и заявление.
Потребитель может оформить претензию в произвольной форме, однако документ, как советуют эксперты, должен содержать несколько обязательных пунктов:
- информацию о том, кто и к кому и кто обращается;
- сведения о приобретенном или в вашем случае наоборот неприобретенном товаре или услуге); описание обстоятельств, в связи с которыми у вас не получилось воспользоваться сертификатом, причины его возврата;
- суть претензий к продавцу;
- требования, с которыми вы обращаетесь к продавцу – просьба о возврате денежных средств, уплаченных за сертификат, на основании ч.1 ст. 1102 ГК РФ;
- приложения: все имеющиеся у вас доказательства (копии чека, выписка с банковской карты, с которой была произведена оплата за сертификат, который был вам подарен, или свидетельства очевидцев);
Важно! Для возврата денежных средств за сертификат нужны чек или другие доказательства, что за него были внесены деньги, поскольку если он был получен бесплатно, требовать с него как с купона на скидку деньги некорректно:
- банковские реквизиты для зачисления денежных средств;
- указать срок, в течение которого вы ожидаете от магазина возврата денег и который оговорен в ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей. Напишите в документе, что вы ожидаете решения возникшей проблемы в течение 10 рабочих дней.
Вручить претензию вы можете лично, приехав в магазин, реализовавший сертификат, или удаленно (по почте). Как и с любой другой претензией важно, чтобы она была составлена в двух экземплярах – один должен остаться у вас, а второй – у продавца сертификата. На вашем экземплаяре вы должны получить отметку о принятии претензии, чтобы доказать факт получения продавцом вашего письма.
Суд
Как правило, торговые точки не любят доводить дело до суда, поэтому должны пойти на встречу после оформления претензии. Но если продавец не хочет вам возвращать деньги за сертификат, подавайте на него исковое заявление в суд с требованием защитить ваши права. Как потребитель вы также можете потребовать от продавца возмещения судебных расходов, неустойку, штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке, согласно ч.6 ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей», и не забудьте о возможности компенсации морального вреда. Кроме того, за то, что магазин пользуется вашими деньгами, можно взыскать проценты. Их размер рассчитывают по ключевой ставке Банка России.
Кому можно пожаловаться?
Если вы хотите не только вернуть деньги, но и наказать недобросовестных продавцов за незаконные условия действия подарочных сертификатов, можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство возбудит дело об административном правонарушении и проведет проверку.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.