29 апреля 2022
О правах потребителей финансовых услуг: защищаем свои права
Вклады, кредиты, денежные переводы, страховки и пенсии — это всё финансовые услуги, которые мы получаем. Как и в других случаях, мы являемся потребителями, поэтому обладаем правами и можем требовать полную информацию об услуге: к примеру, на какие случаи распространяется страховка, на каких условиях можно досрочно забрать вклад, сколько именно стоит пользование кредитом. Ваша ответственность в этом случае — внимательно прочесть договор и подумать над тем, что вы собираетесь подписывать.
Что входит в финансовые услуги?
· привлечение денежных средств во вклады;
· расчётно-кассовое обслуживание;
· инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов;
· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
· выдача банковских гарантий;
· кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку);
· страхование (КАСКО, ОСАГО и др.);
· факторинг;
· форфейтинг;
· денежные переводы.
· Существует также понятие микрофинансирования и микрофинансовых услуг (микрокредитования, микрострахования и т. п.).
Конечно, во всём обилии документов бывает сложно разобраться. Но есть целый ряд законов: о страховании вкладов, о потребительском кредите, об МФО и др., которые дают потребителям финансовых услуг дополнительную защиту. Как отмечает юрист Регионального центра финансовой грамотности Кирилл Полещук, права закреплены в Конституции, Гражданском кодексе, законе о защите прав потребителей и в иных специальных законах (к примеру, о банках и банковской деятельности, о потребительском кредите (займе) и многих других).
Также важно помнить, что от многих финансовых услуг можно отказаться без штрафных санкций в течение 14 календарных дней с момента подписания договора. К ним, в частности, относятся договор потребительского кредита, договор добровольного страхования и другие.
Защитой прав потребителей финансовых услуг занимаются:
· Центральный Банк России.
Учреждение с особым статусом, регулирует банковскую, страховую, кредитно-финансовую деятельность. Банк России рассматривает жалобы граждан и может оказать воздействие на нарушителей. Связаться со специалистами Банка России можно по телефонам контактного центра или в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн». Операторы чата круглосуточно готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, проверить информацию о финансовой организации и многое другое.
Если вам нужно отправить обращение в Банк России, это можно сделать через Интернет-приемную.
· Роспотребнадзор.
Специализированный орган по защите прав потребителей, в том числе и финансовых услуг. Осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Согласно действующим нормам, обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора граждане могут на личном приёме устно (с паспортом), направив письменное обращение (жалобу, запрос) или позвонив по телефону горячей линии. Подать заявление онлайн можно через официальный сайт Роспотребнадзора. Во вкладке "для граждан" необходимо выбрать пункт "заявления граждан" и заполнить представленную форму: выбрать подразделение (зависит от места жительства заявителя); указать информацию о себе; выбрать тему, касающуюся жалобы; написать текст самого обращения. Обращение может быть индивидуальным или коллективным. Также заявление можно подать онлайн анонимно, но вероятность рассмотрения такой заявки невелика.
· Финансовый уполномоченный.
Осуществляет досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Финансовый уполномоченный независим от органов власти, организаций и должностных лиц.
Подать обращение можно на сайте (https://finombudsman.ru/) после регистрации. Там же можно найти подробную видеоинструкцию.
· Различные общественные организации.
«Например, Финпотребсоюз, Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров и другие, — объясняет эксперт Регионального центра финансовой грамотности. — Однако такой способ защиты прав является факультативным. Непосредственная судебная защита прав будет осуществляться в суде».
Среди других возможностей Кирилл Полещук назвал:
· Роскомнадзор: можно пожаловаться, например, на чрезмерные звонки от банков или коллекторов.
· Федеральная антимонопольная служба: есть возможность жалобы на неправомерную рекламу финансовых организаций.
· Полиция: возможность жалобы в случае совершения преступления в отношении потребителя финансовой услуги — различные мошенничества, угрозы и т.д.;
· Прокуратура: универсальный орган власти, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства. Возможность обжалования как непосредственно незаконных действий финансовой организации, так и незаконного бездействия государственных органов по защите прав потребителя.
Как защитить свои права?
Необходимо обратиться с жалобой в соответствующий орган власти или организацию, занимающиеся защитой прав потребителей финансовых услуг. Жалобу необходимо направить почтой или воспользоваться возможностью электронной подачи жалоб. Возможны различные нарушения и по каждому из них возможны различные алгоритмы защиты прав.
Универсальный совет от юриста Регионального центра финансовой грамотности — подать жалобы в прокуратуру, Банк России, Роспотребнадзор, а затем дождаться ответы, проанализировать их и решить с юристом вопрос о разумности и перспективности судебной защиты.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.