05 апреля 2022
Как решить спор с финансовой организацией: служба финансового омбудсмена
С 2018 года в нашей стране работает служба финансового омбудсмена или финансового уполномоченного. Его миссия помочь разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, без обращения в суд. Согласно закону, финансовые организации должны исполнять решения омбудсмена так же, как и решения суда.
Граждане нашей страны имеют право обратиться к финансовому уполномоченному при возникновении любого спора или недопонимания с финансовой организацией, которая оказала финансовую услугу. Как и в случае с обращением в суд, к уполномоченному важно обратиться не позднее трех лет с момента факта нарушения прав потребителя.
Направить обращение финансовому уполномоченному можно в случае возникновения проблем:
- со страховыми организациями, которые осуществляют деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) — с 1 июня 2019 года;
- страховыми организациями (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
- с микрофинансовыми организациями (МФО);
- с кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами (КПК), ломбардами, негосударственными пенсионными фондами (НПФ).
Для граждан обращение к уполномоченному осуществляется бесплатно. Однако важно, что рассматриваются таким образом только обращения об удовлетворении требований исключительно имущественного характера и в случае, если размер взыскиваемой суммы не выше 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера.
Важно знать, что если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
Как подать жалобу?
Процедура обращения к финансовому уполномоченному предусматривает необходимость направления сначала претензии в организацию, с которой возник спор. Сделать это можно по стандартной форме в письменной или электронной форме. При этом организация должна ответить в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления, если со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней. В иных случаях — в течение 30 календарных дней. Если ответ финансовой организации не устроил или не был предоставлен – можно обращаться к финансовому уполномоченному.
Обращение к уполномоченному можно отправить:
- в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного;
- в письменной форме по адресу финансового уполномоченного: 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 3, получатель — АНО «СОДФУ».
Подготовку к рассмотрению финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») — некоммерческая организация, созданная Банком России.
С момента начала действия нового порядка досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями с июня 2019 года до конца 2021 года, службой было принято 458 656 обращений.
Главным результатом существования службы является разрешение споров между потребителями и финансовыми организациями в досудебном порядке. В целом сокращение судебных дел в данной категории составило 18%, а дел по страховым спорам более чем на 50%.
Финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.