12 августа 2020
Отменили вылет и тур - как вернуть деньги за путевку и билеты
Вступило в силу постановление, которое позволяет туристам, не уехавшим в отпуск из-за событий, вызванных пандемией коронавируса, вернуть свои деньги или перенести отдых. Рассказываем как работает новая норма.
В случае, если тур не состоится, туроператор обязан сам или через турфирму уведомить об отмене или переносе поездки. На это у компаний есть до 60 дней, рассказывает руководитель дистанционного отдела продаж ООО “Мобильный агент” Елизавета Чудакова.
После получения уведомления следует решить, перенести ли даты тура, отправиться в путешествие по другому маршруту или вернуть деньги и уведомить об этом своего турагента.
Перенос дат. В соответствии с постановлением, турфирма должна предоставить равнозначный тур. Необходимо согласовать даты отправления и маршрут и обязательно получить новые документы, подтверждающие поездку и проживание.
Возврат денег. В этом случае следует написать заявление на возврат средств в офисе компании и приложить к нему документы, подтверждающие оплату турпутёвки. По закону отдыхающие должны получить средства до 31 декабря 2021 года. “Туроператор должен будет вернуть вам уплаченную сумму и проценты (1/365 ставки РФ), то есть с тура стоимостью 100 тысяч рублей можно получить примерно ещё шесть тысяч рублей”, — объясняет Чудакова.
До конца этого года должны получить назад свои деньги инвалиды, лица в возрасте старше 65 лет, нетрудоспособные граждане и те, кто зарегистрирован на бирже труда как безработный.
Авиабилеты и гостиницы
Те, кто предпочитает путешествовать самостоятельно, сталкиваются с необходимостью вернуть деньги за купленные билеты и оплаченное проживание в гостиницах.
“В текущей ситуации, у большинства авиакомпаний предлагается гибкая политика по возврату средств, либо обмену билета на ваучер. Также обычно можно выбрать другой, более подходящий по дате и времени рейс (при наличии выбора у авиакомпании)”, - говорит представитель онлайн-турагентства Kupibilet.ru Ирина Пик.
Ваучер - это документ, который подтверждает право на товар или услугу. Во время пандемии при массовой отмене полётов авиакомпании стали выдавать пассажирам, купившим билеты, ваучеры и сертификаты. На них зачисляются деньги от проданных билетов. Эти средства можно потратить на будущие полёты полностью или частично. Маршрут поездки может быть любым. Если на новые билеты суммы ваучера не хватит, пассажир должен будет доплатить. Обналичить ваучеры нельзя.
“Часто бывает так, что путешественнику долго не приходит ответ на запрос по возврату или замене рейса. Это связано с тем, что тысячи путешественников до сих пор стоят в длинных очередях по решению их вопросов из-за резко закрытых границ по всему миру. Обычно все запросы находятся в системе и обязательно рассматриваются службой поддержки. Хотя на ожидание может уйти от недели до 120 дней”, - отметили в Kupibilet.
При этом авиаперевозчик имеет законное право в течение трёх лет не возвращать деньги клиенту, а зарезервировать их в компании. То есть у путешественника будет 3 года на то, чтобы потратить их на новый билет или дополнительные услуги. Но если за три года средства не были использованы, компания должна отдать деньги.
Досрочно получить средства за отменённые рейсы могут только инвалиды I и II группы, а также их сопровождающие, ветераны Великой Отечественной и многодетные родители.
Сервисы бронирования жилья и отели, как правило, возвращают средства клиентам либо также как и авиакомпании предлагают сертификаты на более позднее размещение.
Что выгоднее?
Многие туристы еще не определились как поступить со своими турпутёвками и билетами. Эксперты отмечают, что если путёвка на отдых покупалась в иностранной валюте, стоит перенести бронь на будущий год. “Моё мнение – перенос тура более выгодный вариант. Большинство путешествий было забронировано весной при низком курсе валют, на возврате можно потерять 15-20 тысяч рублей со 100 тысяч так как возврат осуществляется в рублях. Вы не купите новый тур по таким же параметрам с той же стоимостью в будущем году. Цены с учетом курса и инфляции будут выше. А при переносе у вас будет уже оплаченный тур на этот или следующий год”, - высказала мнение Елизавета Чудакова. При этом если отпуск в 2021-2022 годах не планируется, стоит начать процедуру возврата средств, акцентируют внимание специалисты, добавляя, что процедура перевода денег может занять до полутора лет.
Калининградцы, у которых возникли разногласия с туроператором по возврату детей или переносу путешествия на более поздние и удобные для них сроки, могут обращаться за бесплатной консультацией в региональный центр финансовой грамотности. Запись на консультацию осуществляется по телефону региональной горячей линии по финансовой грамотности 8 800 555 85 39. Специалисты центра проконсультируют и по другим вопросам, касающимся финансов.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.