13 марта 2023
Инструкция: банк продал мой долг коллекторам
Когда мы берем кредит в банке, то планируем его вернуть в срок. Но на деле не всегда выходит именно так: снижение доходов, болезнь, отсутствие дисциплины … И вот она просрочка.
Второй, третий месяц просрочки – долг все растет и в какой-то момент банк передает дело о профессиональной инстанции – коллекторам. Законно ли это? Что делать, если нет возможности платить по кредиту и приходится иметь дело с коллекторами? Паниковать? Как лучше вести себя с коллекторами? Можно ли оспорить передачу долга третьему лицу? Или вовсе не платить?
Почему банк передает долг коллекторам?
Первый вопрос, который стоит у должника – законно ли банк кому-то передает информацию о моем долге? Отвечаем – вполне законно. Гражданский кодекс РФ, а именно статья 382, позволяет кредитным организациям переуступать права кредитора другому лицу по договору цессии. Для длительной работы с невозвратами долгами банки мало приспособлены, это не основной вид их деятельности, поэтому в дело вступает третья сторона. Причем в кредитном договоре может и не значится пункт о том, что переуступка прав третьим лицам разрешена: такое полномочие у кредитора есть по закону. Долг может быть продан коллекторам и после решения суда. В соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса РФ суд допускает замену одной из сторон спорного правоотношения на ее правопреемника.
Интересно, что банк имеет право продать даже непросроченные кредиты, правда есть ограничение, организация-покупатель должна иметь банковскую лицензию. Например, так поступает банк при ликвидации, он полностью распродает свой кредитный портфель.
А вот коллекторскому агентству банки могут продавать только просроченные кредиты, так как они имеют не банковскую лицензию, а лишь свидетельство о внесении в госреестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Иными словами, коллекторы профессионально занимаются взысканием долгов.
О том, что долг передан в другую организацию должник узнает, чаще всего, по телефону, непосредственно от коллекторского бюро. Но иногда эту новость сообщают и сами банкиры — по телефону или по почте. О правах и обязанностях коллекторов подробно можно узнать в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Как правило, при просрочке в три–шесть месяцев, банк заключает с коллекторами агентский договор. Тогда коллекторское агентство за вознаграждение помогает банку взыскать задолженность, а не становится новым кредитором. А вот если просрочка год и более банк по договору цессии отдает долг коллекторам. Однако для должника это лишь условность, так как условия не меняются: размер долга, процентов и штрафов остается прежним.
Когда вступили в дело коллекторы
Итак, должник получает заказное письмо с уведомлением о переуступке прав новому кредитору и заверенную копию договора цессии. Первым делом необходимо: проверить, наличие сайта коллекторского агентства, где есть все контактные данные, а также зайти на сайт Федеральной службы судебных приставов, где посмотреть входит ли новый кредитор в государственный реестр коллекторских организаций.
Если сумма долга к выплате не вызывает вопросов, можно начинать диалог с коллекторами. В этот момент главной задачей является — согласование срока, в течение которого будет погашаться долг, кроме того, стоит попробовать получить скидку.
Почему кредиторы идут на уменьшение суммы долга?
Все очень просто. Чаще всего заемщики, которые оказались в руках коллекторов, имеют финансовые проблемы: либо уменьшился заработок, либо случился несчастный случай, либо изначально банк неверно оценил платежеспособность. Поэтому максимальную сумму долга вернуть коллекторам вряд ли получится. Тем более помимо основного долга, процентов за пользование деньгами, накопились еще и штрафы – иными словами кругленькая сумма. Поэтому большинство коллекторов рассуждают так: «получу-ка я 50–70% задолженности, чем не получу ничего вовсе». Кроме того, большинство из таких агентств покупают долги со скидкой и поэтому они не будут нести прямые убытки, даже предоставив скидку должнику.
Конечно, быть должником неприятно, поэтому стоит внимательно и аккуратно относиться ко всем финансовым вопросам, но и бояться коллекторов нечего. Современный коллектор, несмотря на негативный образ, созданный несколько лет назад, — не более чем финансовый служащий. Его задача — оценить вероятность того, что заемщик справится с платежами, убедиться, что тот настроен платить, что способы погашения долга, которые рассматривает должник, вполне реализуемы. Коллектор может дать полезные рекомендации, предложить должнику скидку, если видит, что тот настроен на сотрудничество. Продуманное и конструктивное взаимодействие с коллекторами поможет быстрее избавиться от долгового бремени — благодаря скидкам, поощрительным бонусам и удобному графику платежей. Никакой опасности в общении с современными коллекторами нет, так как здесь на стороне потребителей стоит закон.
Комментарий юриста РЦФГ
При столкновении с любыми ситуациями, когда нарушаются ваши права или вам нужна консультация специалиста – обращайтесь в Региональный центр финансовой грамотности по телефону горячей линии 8 800 555 85 39. Здесь, в рамках программы Минфина Калининградской области, проходят бесплатные для населения юридические консультации по любым финансовым вопросам.«Если же коллектор нарушает ваши права: назойливо звонит вам, вашим родственникам или же на работу, жалуйтесь! К нам в РЦФГ обращалась женщина, которая из-за звонков коллекторов работодателю, лишилась рабочего места, что ощутимо сказалось на ее финансовом положении. Если случается что-то подобное, направляете жалобу в Федеральную службу судебных приставов, именно они контролируют деятельность легальных коллекторов, а также в Прокуратуру, для того чтобы там проверяли все контакты с коллекторами, их телефонные номера и пр.», - поясняет юрист Ирина Ожиганова.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.