18 декабря 2019
Как банки наживаются на невнимательных клиентах
В преддверии Нового года многие калининградцы подсчитывают финансы, планируют крупные траты и рассчитываются с обязательными платежами. А также открывают вклады и страховки, оформление которых откладывали в течении года. В суматохе клиенты в спешке оформляют документы. И лишь спустя несколько месяцев выясняют, что платят больше, чем рассчитывали или в результате получили вовсе не тот продукт, о котором говорили с менеджерами. Рассмотрим основные уловки недобросовестных сотрудников и финансовых организаций.
Непогашенный кредит
В конце года многие стремятся окончательно рассчитаться с кредитами и внести последние платежи, но по невнимательности вносят не полную сумму. И клиент остается должным банку несколько сот рублей. На эту сумму будет начисляться пеня и дополнительные проценты. Плательщик узнает о необходимости дополнительных выплат, когда сумма станет ощутимой для личного бюджета.
Как уберечься: После перечисления последнего платежа, следует проверить счета, связаться с медеджером и получить справку о полном погашении кредита. Этот документ может пригодиться в будущем - важно хранить квитации об оплате в цифровом или печатном виде в течение трех лет с момента перевода платежей. Три года - срок исковой давности, во время которого банк может обратиться в суд, если имеет претензии к клиенту.
Перерасход по карте
На дебетовых картах может быть подключена услуга овердрафта - когда банк дает возможность пользоваться заемными средствами. При этом плата за услугу и может быть высока. В условиях погашения долга может быть указано погашение единым платежом в ограниченные сроки. За нарушение этого условия, опять же, последуют финансовые санкции.
Как уберечься: Обговорить с менеджером все условия использования карты, проверить их в личном кабинете или договоре с банком. Также важно следить за снятием средств с карты. Это можно делать после похода в магазин в приложении или подключив услугу смс-банкинга (это может стоит около 50 рублей в месяц). Рекомендуется оставлять на счету сумму, необходимую для погашения ежемесячных списаний по автоплатежам. Так счет карты не уйдет в минус.
Высокие ставки
Аналогичная ситуация может происходить при оформлении займов: кредит с «выгодными», по словам менеджера, условиями, вдруг превращается в обременительный для личного бюджета займ с завышенными ставками.
Как уберечься:
Прежде чем подписать кредитный договор убедиться в необходимости его оформления. Если иного выхода вы не видите, внимательно изучите все пункты кредитного договора прежде чем его подписать. Отслеживайте в все уведомления банка в личном кабинете, смс-сообщениях либо в приложении. В них может содержаться информация об изменениях условий и сроков кредита.
Навязанные продукты
"История клиента, звучит всегда примерно одинаково: зашел в банк, присел к специалисту, одобрили кредит — все остальное, как в тумане... То есть клиент подписывает не глядя, не вдаваясь в подробности кредитования. Банк в этом случае в выигрыше — процент накручивается на кредит вместе со всеми страховками и сертификатами. В итоге, кредит увеличивается на несколько десятков тысяч за счет махинаций, основной долг клиента, также пропорционально вырастает на несколько десятков тысяч", - обрисовывает схему директор центра оценки деловой репутации Георгий Пичужкин.
Как уберечься: Следует быть внимательным, особенно следить за суммой кредита и суммой ежемесячной выплаты. "Если желателен займ 160 тыс. рублей, то он не должен быть выше, если вы конечно клиент не подписал договор на страхование или не согласился на дополнительные услуги. Безусловно, и на стадии подписания договора необходимо читать, что подписываешь — не исключено, что в общей стопке бумаг могут находиться дополнительные соглашения", - отмечает Пичужкин.
Мисселинг
Все указанные выше случаи попадают под определение мисселинга - умалчивание обо всех условиях займа или же оформление сотрудником банка одного банковского продукта под видом другого. Например, клиентам, желающим открыть вклад в финансовом учреждении оформляют услугу инвестиционного страхования жизни.
Сегодня Центральный банк РФ активно борется с мисселлингом и случаями обмана клиентов финансовыми организациями. Однако Банк России и настоятельно рекомендует клиентам банков быть внимательными при заключении договоров и соглашений, всегда хранить копии документов. Если часть условий соглашения неясна, а менеджер не даёт четких разъяснений, стоит отложить подписание документов и проконсультироваться у независимого специалиста, советуют в ЦБ.
Если же менеджер банка ввёл в заблуждение своих клиентов и заключил с ними соглашение, не разъяснив все его пункты, они могут пожаловаться в Единый коммуникационный центр Банка России по телефону 8-800-300-3000 (звонок по России бесплатный). Также обращение можно направить в интернет-приёмную Банка России на его официальном сайте или по почте на адрес 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, или обратиться в региональное представительство ЦБ в Калининграде по адресу Шиллера, д. 2.
Материал опубликован в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области» при содействии Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Подробная информация на сайте fingram39.ru или по телефону горячей линии по финансовой грамотности 8 800 555 85 39.