Телефонное мошенничество: как противодействовать обману
06 июля 2021

Телефонное мошенничество: как противодействовать обману


Телефонные мошенники стали чаще представляться Банком России, следует из информационного бюллетеня ЦБ. Ранее регулятор сообщил, что с 25 февраля по 31 марта 2021 года в его колл-центр поступило 23,6 тысячи звонков потребителей финансовых услуг (на 5% больше, чем месяцем ранее). "Наиболее часто встречающаяся тематика звонков - "мошенничество от имени Банка России" (7,9% от общего объема)", - отметили в Банке России.

Эксперт по финансовой грамотности рассказала "Российской газете", как не попасться на модифицированную удочку телефонных мошенников.

Анна Чаплыгина, эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России:

- Известный парадокс борьбы снаряда против брони применительно к финансовому мошенничеству можно сформулировать так: как только усилия государства дают эффект и люди перестают верить распространенной "легенде" злоумышленников, мошенничество переходит на новый уровень и начинают появляться новые модификации "легенд", новые приемы социальной инженерии.

Весной прошлого года, в период первой вспышки коронавируса, по соцсетям прокатилась волна ложных объявлений о государственной поддержке, для получения которой якобы достаточно было ввести данные своей карты. Сейчас этот тип мошенничества трансформировался в историю про компенсации якобы от Банка России, который, конечно же, не занимается такого рода выплатами населению.

Похожим образом меняется и ставшая понятной для многих граждан схема телефонного мошенничества: "Вас беспокоит служба безопасности банка". Социальная реклама с раскрытием этой схемы появилась в городском транспорте, а противодействием такому типу уловок активно занимаются не только Минфин России, Банк России и другие ведомства, но и коммерческие банки - почти в любом банкомате заставка предупреждает, что такие псевдозвонки (якобы из банков) могут быть опасны. Вероятно, мошенники заметили, что граждане стали бдительнее, и тоже перестроились, перешли на новый уровень. Теперь все чаще людям звонят для того, чтобы они помогли поймать телефонных мошенников. В этих случаях преступники могут представляться сотрудниками прокуратуры или ФСБ: они, как и более привычные телефонные аферисты, говорят очень напористо и уверенно и вынуждают граждан следовать указаниям мошенников, чтобы подтвердить факт правонарушения.

Разумеется, если задуматься, станет очевидно, что правоохранительные органы в таких случаях не стали бы обращаться по телефону, а пригласили бы человека явиться лично. Но в ситуации стресса, руководствуясь желанием помочь, многие верят этой легенде и выдают злоумышленникам доступ к своим персональным данным и данным своих банковских карт, а иногда и напрямую передают свои накопления. Такая доверчивость подкрепляется некоторой гордостью от участия в "спецоперации" по поимке мошенников, но, увы, это лишь еще один способ введения в заблуждение с использованием психологических уловок.

Совет можно дать один: кто бы ни звонил или ни писал вам, призывая что-либо сделать с банковской картой или счетом, предоставить их данные или личную информацию (даже если вам обещают помощь или просят о помощи ради благой цели), всегда отвечайте "нет" и берите ситуацию в свои руки. Не позволяйте собой руководить. Перезвоните в свой банк по официальному номеру: он указан на обороте карты, в мобильном приложении или личном кабинете онлайн-банка. Удостоверьтесь, что ваши средства в безопасности. Если звонящий представляется сотрудником правоохранительных органов, Банка России или иной государственной структуры, достаточно запомнить, о какой конкретно организации идет речь, а дальше действовать по тому же алгоритму - найти на официальном сайте верный номер телефона и перезвонить самостоятельно.

Источник: Российская газета

441


-->