07 июня 2019
Страховой рынок растет за счет страхования жизни
Об этом сообщил Председатель Правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин после независимого мониторинга в области защиты прав потребителей страховых услуг, который был проведен осенью минувшего года.
Российский страховой рынок растет за счет страхования жизни и банки являются лидирующим каналом продаж страховок при оформлении гражданами кредитов, к таким выводам пришли эксперты при исследовании рынка страхования. Этот факт подтверждают и данные Банка России в Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков за 2018 год.
В прошлом году страховой рынок показал рекордные с 2012 года темпы прироста — на 15.7%, объем собранных страховых премий достиг 354,4 млрд рублей, количество договоров страхования жизни заемщиков выросло на 12%. Драйверами роста среди потребительского страхования стали страхоание от несчастных случаев и болезней (+ 39.8%), страхование заемщиков (+ 32.2%). Центробанк признает, что в динамика рынка в этом году во многом будет зависеть от темпов роста кредитования физических лиц.
КонфОП провела анализ 27 крупнейших страховых компаний и 20 банков на предмет соответствия их правил страхования указанию Банка России об отсутствии дискриминационных условий. Напомним, что в середине 2018 года был принят Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации, который вступил в силу в мае 2019 года.
Исследование показало, что треть компаний не принимают на страхование СПИД/ВИЧ-инфицированных потребителей и/или не признают страховыми случаями события, наступившие в результате СПИД/ВИЧ-инфицирования. Так же из покрытия страховки исключают случаи, наступившие из-за осложнений или смерти в результате беременности, родов или в ходе лечения бесплодия. Справедливости ради стоит отметить, что ряд страховых компаний все-таки приняли унифицированные правила страхования, в которых нет положений, ущемляющих социально уязвимые категории населения.
КонфОП предлагает дополнить Базовый стандарт требованием о предоставлении потребителю информации о ключевых условиях страхования в доступной текстово-графической форме. А для недопущения дискриминации отдельных групп потребителей в страховании, по итогам мониторинга, предлагается ввести административную ответственность. По мнению Дмитрия Янина с целью недопущения навязывания страховых полисов в банках Мегарегулятор должен увеличить «период охлаждения» до 30 дней для определенных видов добровольного страхования. Кроме того, остро стоит проблема коллективного страхования. По мнению эксперта, обязательно необходимо распространить действие «периода охлаждения» и на эти договоры.
Справочно:
Круглый стол «Состояние защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг» в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В дискуссии приняли участие представители Роспотребнадзора, Банка России, а также эе эксперты из потребительских организаций – членов Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) из 20 регионов России.