05 июля 2017
Страхование: навязывание дополнительных договоров и «период охлаждения»
Многие из нас периодически заключают те или иные договоры страхования. При этом, возможно, не все знают о том, что при заключении большинства договоров добровольного страхования (страхование жизни и от несчастных случаев, имущества, финансовых рисков, транспорта (каско), добровольное медицинское страхование) страхователь вправе отказаться от договора страхования в течение, как минимум, 5 рабочих дней со дня его заключения не зависимо от момента уплаты страхового взноса (договором страхования может быть установлен и более длительный срок) и получить уплаченную страховую премию. Это право установлено Указанием Банка России от 20 ноября 2015 года № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» и действует с 1 июня 2016 года.
Срок, в течение которого страхователь может расторгнуть договор добровольного страхования без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры, получил название «период охлаждения».
Поводом для введения Банком России «периода охлаждения» послужило нередко встречающееся навязывание банками и страховыми компаниями населению договоров добровольного страхования, в заключении которых люди не заинтересованы. Это происходит, как правило, при получении страховых или банковских услуг. Вместе с тем, по закону запрещено при заключении одних договоров заставлять приобретать дополнительные услуги. Более того, за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО даже предусмотрена административная ответственность.
Для отказа от договора добровольного страхования, навязанного или просто необдуманно приобретенного, страхователю достаточно в течение действия «периода охлаждения» обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. Договор прекращает свое действие с даты получения страховой компанией указанного письменного заявления.
Если договор добровольного страхования не начал действовать, стоимость страховки возвращается страхователю полностью, если начал, то с удержанием страховой компанией ее части пропорционально периоду действия страхования.
Страхователь может выбрать форму возврата стоимости страховки: наличными или на счет, при этом страховая компания обязана вернуть ее в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя.
Таким образом, при заключении договора добровольного страхования необходимо убедиться в наличии в нем условий, касающихся «периода охлаждения», и пользоваться своими правами в случае возникновения потребности отказаться от договора.
В случае отказа страховой компании расторгнуть договор обращайтесь за бесплатной консультацией юриста в региональный центр финансовой грамотности по адресу ул. Эпроновская, 1 2 этаж, а также следует направить жалобу в региональное отделение Банка России по адресу Калининград, ул. Шиллера, д. 2, или через «Интернет-приемную» на сайте Банка России www.cbr.ru.