Есть идея - собираем деньги: семь вопросов о краудфандинге
01 октября 2018

Есть идея - собираем деньги: семь вопросов о краудфандинге


Допустим, у вас есть отличная идея: вы хотите снять авторское кино, открыть благотворительный магазин, ферму, кафе или собрать средства на благотворительность. Но где взять деньги за свой проект? Поможет народное финансирование.

Что такое краудфандинг и причем тут народ?

Краудфандинг с английского языка переводится как “народное финансирование” (сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). То есть люди добровольно жертвуют свои деньги на развитие неких проектов. Средства собираются через Интернет, на специализированных платформах.

И что, так можно собрать деньги на любой проект?

Не на любой конечно, но на многие. Если ваш проект понравится конечному потребителю - людям, ведь именно они будут жертвовать свои средства и фактически станут сопродюсерами вашего проекта, будь то новый альбом, клип или кино. 

Темы проектов могут быть самыми разными - музыка, литература, кино, театр, фотография, дизайн, игры, бизнес, а также социальные и благотворительные проекты и многое другое.

Но есть условие: проект не должен преследовать личные цели, нарушать закон или морально-этические нормы.

Недавно журнал “Твой Бро” выяснил, что калининградцы посредством краудфандинга собирали средства и на кроличьи фермы, и на извлечение панелей для Янтарной комнаты. Некоторые проекты даже увенчались успехом. 

В Пионерском бизнесмен открыл цех по производству уникальных лодок-трансформеров - а деньги на разработку лодок собирал при помощи краудфандинга.

А недавно калининградский губернатор Антон Алиханов предложил таким образом собирать средства на реставрацию памятников. 

С чего начать? 

Определитесь с проектом. У вашего проекта должна быть коммерческая направленность и четкая цель, связанная с развитием бизнеса, если речь не идет о благотворительности. В целом же проект должен быть понятен людям. Далее ищите краудфандинговую платформу. Сегодня таких платформ в интернете около тридцати. 

Одной из самых популярных в мире является площадка www.kickstarter.com. Ее “фишка” - креативные проекты: съемки независимого кино, создание видеоигр, комиксов, музыки, техники, гаджетов и т.д. Однажды площадка начала сбор средств на карточную игру “Взрывающиеся котята”, и люди в первые сутки пожертвовали $2 млн долларов. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды, выбирая для себя те из них, в которые можно вложиться, пишет РИА Новости

А самым кассовым проектом стал сбор средств на наручные часы Pebble, синхронизируемые с iPhone и устройствами на Android: на их создание в 2012 году было привлечено 10,2 млн. $.

Аналог этого проекта - российская площадка Boomstarter.

Недавно здесь собрали 2 млн. рублей на открытие карамельной фабрики в деревне и на строительство клиники в Никарагуа.

“Мать” российского краудфандинга - сайт Planeta.ru. Здесь музыканты группы «Би-2» собрали 1 млн. 250 тыс. рублей на выпуск альбома Spirit в в 2011 году. Сегодня на платформу потянулись авторы проектов из других сфер (Евгений Гришковец, Colta и др.). Пpoeкт Kroogi  - работает с 2007 года, это самая cтapaя из кpупныx poccийcкиx плoщaдoк для кpaудфaндингa.

В целом же площадок множество и они могут отличаться друг от друга - по поддерживаемым темам, по размеру комиссии, которую они берут с авторов. На ряде площадок проекты могут предлагать только ИП или юрлица, на других допускается участие физических лиц. 

Я должен что-то платить самой платформе?

Да, обычно это комиссия, ее берет площадка в случае успешного завершения проекта. Размер комиссии - порядка 3,5-5% от собранных средств. Также ряд площадок берет плату за размещение проекта.

А что получают жертвователи?

Обычно авторы предусматривают вознаграждение для тех, кто жертвует свои деньги. Вознаграждение может быть материальным. Например, книги, диски, футболки, кружки - с автографом или без, или сам продукт, на который собирают деньги. Например, калининградец, собиравший средства на кроличью ферму, пообещал “пушистые” подарки, носки и пр.

В качестве нематериального вознаграждения жертвователям предлагается благодарность на официальном сайте или в соцсетях упоминание имени в титрах видео, на обложке диска, в книге и пр. Это может быть личная встреча, персональная песня, стих или рассказ.

Зачем нужен краундфандинг? не проще ли собрать деньги самому?

Чтобы собрать крупную сумму - а для реализации некоторых проектов нужны большие деньги - лучше иметь обширную аудиторию. Самому делать это сложно даже технически. А известные краудфандинговые платформы позволяют выйти в широкие массы. К тому же они могут оказывать информационную поддержку наиболее интересным проектам.

А если нужную сумму собрать не удалось?

Обычно средства возвращаются жертвователям. Некоторые платформы предлагают продлить срок сбора средств.

 

1115


-->