17 июля 2019
Внимание, телефонные мошенники!
Мошенники в попытках похитить чужие средства становятся все более и более изобретательными, находя новые способы украсть деньги и оттачивая старые приёмы. По данным полиции региона, с начала года в области зарегистрирован 461 случай дистанционного мошенничества. 72 из них уже раскрыты и направлены в суд. Эксперты рассказывают, как уберечь финансы от мошенников.
Психологические приёмы
Чаще всего люди лишаются денег на счетах из-за низкого уровня киберграмотности. По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Департамента информационной безопасности Банка России, число случаев, когда мошенники получают персональные данные с помощью психологических приёмов, растет: доля совершенных таким образом несанкционированных операций увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. Объем несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт в 2018 году, составил 1,4 млрд рублей, что на 44% больше, чем в 2017 году. Всего за год выявлено свыше 400 тыс. несанкционированных операций, рассказали в УМВД по Калининградской области.
“При этом в 97% случаев клиенты сами передавали преступникам данные своих карт”, - подчеркнули в полиции региона, - “Большинство мошенников - хорошие психологи: говорят красиво, четко, быстро, уверенно, проявляют вежливость, используют профессиональные банковские термины. Нередко фоном разговора включают звуки, имитирующие работу оживленного call-центра или офиса банка. Цель всех этих процедур одна: застать человека врасплох, втереться к нему в доверие и сделать так, чтобы хотя бы на время, но он потерял бдительность и совершил ошибки. Чаще обманщики звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек еще спит и не может оперативно сориентироваться”, - перечислили признаки возможного мошенничества стражи порядка.
Схема примерно одинаковая: мошенники звонят людям и представляются сотрудниками банка, которые предлагают услуги, или работниками службы безопасности, "обнаружившими подозрительную активность". Злоумышленники получают от клиентов личные данные и коды доступа и выводят все деньги со счетов. “Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может даже назвать фамилию, номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей или с помощью фишинга (массовой рассылки электронных писем)”, - пояснили в калининградской полиции, призвав граждан внимательно следить за снимками, которые они публикуют в социальных сетях.
По-прежнему часто людям звонят мошенники, представляющиеся их родственниками и сообщают, что попали в ДТП или безосновательно стали подозреваемыми в преступлении. Для разрешения сложной ситуации срочно требуется крупная сумма денег. “Порой на человека, наоборот, оказывается жесткое эмоциональное давление: его торопят, запугивают, уверяют, что, если он прямо сейчас не предпримет необходимые действия, случится непоправимое”, - отметили в УМВД региона.
Как определить, что вам звонит мошенник: собеседник представляется сотрудником банка, но не дает времени обдумать вопрос и перезвонить. В разговоре просят назвать код CVV (три цифры на обороте карты), ключевое слово или код из смс. Собеседник давит на вас и пытается как можно скорее решить вопрос.
Как уберечься: Необходимо сразу же позвонить в свой банк или “пострадавшему” родственнику и прояснить ситуацию. В случае попытки подозрительных переводов - заблокировать счет или карту. “Часто мошенника можно “спугнуть” рассказав, что телефонный разговор записывается”, - добавили в Роскачестве.
Скимминг и вирусы
Технологические приемы мошенников тоже разнообразны. Один из самых распространенных видов - скимминг. Он используется в банкоматах, где злоумышленники устанавливают дополнительные устройства, считывающие данные карты.
Как уберечься: Проследить, чтобы на банкомате не было посторонних надстроек. Эксперты советуют пользоваться банкоматами в отделениях банков - там ведется круглосуточное наблюдение и установить стороннюю технику сложнее.
“Все системы самообслуживания нашего банка надежно защищены. В целях безопасности мы рекомендуем нашим клиентам внимательно ознакомиться с информацией на экране банкомата, а также обратить внимание на наличие поблизости подозрительных лиц. В случае сомнений, лучше отказаться от проведения операции и проинформировать банк по телефону 900”, - сообщили в пресс-службе Сбербанка России по Калининградской области.
Вирусы, мессенджеры, соц. сети
Актуален и вопрос хищения средств с помощью вирусов. Они попадают в смартфоны и планшеты, к которым привязаны данные карт и счетов. Вредоносные программы попадают на устройства через магазины приложений - они устанавливаются с рекламных баннеров или по ссылке через мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram). Некоторые вирусы работают незаметно, другие же - дублируют окна авторизации банков и воруют информацию о картах.
Говоря о мессенджерах, отметим: существует отдельный вид мошенничества в этих приложениях и социальных сетях. Пользователям предлагают купить товары с выгодной скидкой, сообщают о крупном выигрыше в лотерее или призывают поучаствовать в розыгрыше. Эти ссылки ведут на страницы платной подписки или автоматически запускают скачивание вредоносных программ, ворующих средства с карт и счетов.
Как уберечься: устанавливать и обновлять антивирус на своих устройствах, внимательно следить за входящими сообщениями и проверять действие акций и спецпредложений на официальных сайтах компаний, не устанавливать подозрительные приложения и программы.
Новые схемы
Недавно Центробанк предупредил о новом виде мошенничества с банкоматами. “Злоумышленник выбирает в терминале перевод между клиентами, затем указывает номер карты получателя. Банкомат в этот момент направляет два авторизационных сообщения: банку, с карты которого списываются средства, и банку, на карту которого отправляется перевод”, - объяснили схему в банке России.
Одобрение на совершение операций приходит обратно в банкомат. После этого деньги переводятся, баланс на карте получателя увеличивается. У отправителя на счету параллельно замораживается сумма перевода. Затем банкомат запрашивает согласие отправителя. Он не соглашается, поэтому все системы получают информацию об отказе. Замороженные на карте отправителя деньги разблокируются, однако к этому моменту получатель, как правило, успевает снять отправленную ему сумму.
Еще один новый способ мошенничества - незавершенные операции в терминалах и банкоматах. Жулик на терминале начинает операцию. не вставляя карту, и не заканчивает действия. Следующий за ним человек видит на экране предложение вставить карту и ввести пин-код. Выполнив эти действия, человек завершает предыдущую операцию и лишается денег. Но в Калининграде и области подобных инцидентов пока не было зарегистрировано.
Как уберечься: При работе с банкоматом внимательно читать информацию на дисплее, в случае подозрений отказаться от операции и сообщить об этом в службу безопасности финансового учреждения.