01 июля 2019
«Не поднимай трубку!»: как обманывают телефонные мошенники
Последнее время участились случаи телефонных финансовых мошенничеств. И если раньше охотники за чужими деньгами звонили с подставных мобильных номеров, совсем не похожих или лишь частично схожих с банковскими, теперь отличить мошенника от настоящего сотрудника кредитной организации стало сложнее.
Киберпреступники умело маскируют свой номер под официальные телефоны банков, используя виртуальные АТС. Это программное обеспечение помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне жертвы отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может даже назвать фамилию, номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей, когда пользователи размещают фото своих банковских карт, демонстрируя свою лояльность к какому-либо банку или с помощью фишинга - массовой рассылки электронных писем.
Приемов, при помощи которых жулики сбивают с толку свою жертву, бесчисленное множество. Чаще мошенники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек еще спит и не может оперативно сориентироваться. Например, собеседник представляется сотрудником банка и сообщает о некой странной операции с деньгами клиента, которая требует немедленных действий с его стороны.
Психология обмана
Большинство мошенников - хорошие психологи: говорят красиво, четко, быстро, уверенно, проявляют вежливость, используют профессиональные банковские термины. Нередко фоном разговора включают звуки, имитирующие работу оживленного call-центра или офиса банка. Цель всех этих процедур одна: сделать так, чтобы хотя бы на время человек потерял бдительность.
Случается и наоборот, когда оказывается жесткое эмоциональное давление со стороны звонящих: человека торопят, запугивают, уверяют, что, если он прямо сейчас не предпримет необходимые действия, случится непоправимое. Например, мошенники говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму. И чтобы его остановить, нужно немедленно сообщить данные карты, пин-код или одноразовый пароль из SMS-сообщения.
По данным полиции, с начала этого года в Калининградской области зарегистрирован 461 случай дистанционного мошенничества. 72 из них уже раскрыты и направлены в суд. Остальных аферистов еще предстоит отыскать.
Как калининградцам обезопасить себя?
«Чтобы не стать жертвами мошенников, будьте бдительны, проверяйте информацию. Не стоит паниковать, спешить и поддаваться на провокации. Даже если у вас на телефоне высветился номер банка, звонящий представляется сотрудником службы безопасности, а информация звучит очень правдоподобно, не торопитесь - не предпринимайте никаких действий под руководством звонящего. Вы всегда можете взять тайм-аут для того, чтобы во всем разобраться. На время (до 48 часов) можно временно заблокировать свою карту» - рекомендуют в пресс-службе Отделения по Калининградской области Банка России.
Инструкция для всех, кто не хочет лишиться своих денег:
- Если вам звонят с неизвестного номера и сообщают, что ваша банковская карта «заблокирована» либо по ней произошел «несанкционированный» денежный перевод и пр. - выслушайте звонящего, запишите его ФИО и название подразделения, в котором он «работает», а затем обязательно прервите данный разговор
- Далее перезвоните по номеру телефона, указанному на оборотной стороне карты, и проверьте полученную информацию. Сообщите о подозрительном звонке и номере телефона, с которого он был сделан в свой банк
- ВАЖНО: ни в коем случае не перезванивайте автонабором в ответ на полученный звонок, даже если высветился как будто официальный номер банка или похожий на него. Используя автонабор, вы можете снова попасть к мошенникам. Набирайте номер банка исключительно вручную
- Не перезванивайте, не отправляйте СМС на незнакомые номера и не переходите по ссылкам из сообщений с неизвестных номеров. Не доверяйте массовым розыгрышам
- Для оперативного контроля за операциями по банковскому счету, подключите мобильный банк и СМС-уведомления. Тогда даже если мошенники будут утверждать, что по вашим счетам проводятся какие-то подозрительные операции, вы в приложении сможете убедиться, как обстоят дела на самом деле
- Никогда и никому не сообщайте следующие реквизиты платежной карты: ПИН-код, трехзначные CVV и CVC-коды (указаны на оборотной стороне карты), срок действия платежной карты, коды из СМС, а также информацию, необходимую для доступа в мобильный и Интернет-банк.
- Помните, сотрудник банка не уполномочен запрашивать у вас конфиденциальную информацию. Коды и пароли генерируются и проверяются программным обеспечением банков автоматически без участия человека. Единственное, что может запросить специалист банка – это "кодовое слово", которое вы указывали при заключении договора с банком, но только в одном единственном случае - если вы сами звоните в банк
- Обратите внимание, если клиент сам сообщает мошенникам секретные данные, которые нельзя разглашать, вернуть деньги уже вряд ли получится.
Поделитесь этими правилами со своими детьми и родителями
А если вам поступил подобный подозрительный звонок от «банковского сотрудника» – не поленитесь сообщить об этом по телефону горячей линии Банка России: 8-800-300-3000. Возможно, ваш звонок поможет пресечь незаконную деятельность и сохранит деньги следующей жертвы. Сообщать о звонках мошенников очень важно, потому что этой информацией Банк России делится с коммерческими банками, а также осуществляет информационный обмен с правоохранительными органами. В случае, когда мошенникам удалось похитить ваши деньги, оперативно самостоятельно обращайтесь в полицию, возможно ситуацию можно будет исправить.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области" при содействии Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Дополнительная информация — по Телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.