Банки защищают деньги клиентов от воров и мошенников
14 августа 2018

Банки защищают деньги клиентов от воров и мошенников


В конце июня президент России Владимир Путин подписал Закон № 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств". Теперь банки должны обеспечить контроль над операциями с точки зрения их безопасности для клиента. Банк прежде всего обязан выявлять мошеннические операции по краже денег со счетов и противодействовать им.

Как должен действовать банк?

В соответствии с нововведениями банки обязаны блокировать финансовые операции своих клиентов в случае подозрения на проведение транзакций без их согласия. При этом банк обязан направить клиенту запрос на подтверждение операции, а также осуществить блокировку платежной карты в срок до двух рабочих дней. Подтвердить или опровергнуть мошеннические действия с банковской картой клиент может по электронной почте или смс-сообщением с мобильного телефона. В интересах клиента своевременно сообщать банку свои актуальные данные.

В законе есть и важная новация, которая касается предпринимателей. Она позволяет быстрее возвращать украденные деньги клиенту в досудебном порядке.

Какие факторы банки расценивают как подозрительные?

По словам главы департамента информационной безопасности Банка России Артема Сычева, факторов вызывающих подозрение много. Одним из главных признаков, является нетипичное поведение клиента, таких сюжетов может быть несколько. Например, резкая смена смена места оплаты.

- У каждого банка своя клиентская база, на которую он ориентируется, изучает поведение клиентов, реагирует на резкие отклонения в поведении. Например, сигналом может стать ситуация, когда с одной и той же карты идут переводы на большое число других карт. Причем одновременно и большими суммами. Это касается не только физических, но и юридических лиц. Или когда юрлицо перечисляет деньги на счета физических лиц в другие регионы со странными пояснениями по поводу назначения платежа. Или, скажем, ежемесячные траты у клиента составляли некую более-менее постоянную сумму, а потом вдруг счет быстро "зачищается", - рассказывает Артем Сычев.

Как технически организовать процесс, каждый банк решает сам. Центробанк опубликует основные признаки подозрительных операций, а банки смогут взять их за основу и дополнить собственными критериями.

Не смотря на многочисленные предупреждения банков, клиенты часто сами сообщают мошенникам кодовое слово, пин или CVC-коды. И деньги «утекают» на чужой счет. Поэтому дополнительные меры безопасности позволят дистанционно защитить клиента. Другим способом защиты клиентов, которые банки уже начали внедрять – это постепенное внедрение системы удаленной идентификации клиентов с помощью биометрии, когда они будут осуществлять ряд банковских операций. Речь идет о комбинации двух факторов: изображения лица человека и электронного "отпечатка" его голоса, подделать которые, по словам Артема Сычева, крайне сложно.

Как избежать неоправданной блокировки карты

При выезде за границу, лучше заранее предупредить банк. В случае если транзакции проходят в короткий промежуток времени в различных странах могут выглядеть подозрительно для банка.

Имеет смысл поставить банк в известность, если вы собираетесь сделать какие-то очень крупные покупки, так неожиданно крупные покупки могут также вызвать подозрение.

Еще один конкретный совет: все банки предлагают шаблоны для перевода денежных средств. Лучше всего, если вы заранее эти шаблоны сформируете и будете ими пользоваться, ведь круг лиц и организаций, которым вы регулярно переводите деньги, ограничен. Операции с использованием шаблонов - это дополнительная информация для банка, что у клиента все в порядке.

1707


-->