Положить трубку! Как не попасть на уловку мошенника
08 августа 2024

Положить трубку! Как не попасть на уловку мошенника


Еженедельно в сводках новостей появляются сообщения об «успехах» телефонных мошенников и финансовых потерях людей. По данным официального Telegram-канал областного УМВД, чаще всего аферисты используют легенду «безопасного» счета. Таким образом лишились более 4,6 млн рублей двое жителей Калининградской области после разговора в мессенджере, а пенсионерка, действуя по инструкции мошенников, перевела мошенникам более одного миллиона рублей. Какие легенды надо знать, чтобы не лишиться сбережений, как необходимо вести себя в диалоге на финансовую тематику, рассказали эксперты регионального центра финансовой грамотности. 

Мошенники используют различные уловки, однако все они основаны на двух принципах: «напугать – спасти» и «претекстинг». Например, в телефонном разговоре неизвестные пугают любым неприятным известием, а затем предлагают выход из негативной ситуации – «спасение». Оно обычно заключается в выманивании денежных средств на реквизиты мошенника. Испуг отключает способность критически оценить ситуацию, посмотреть на нее без спешки и понять, что она подозрительная. 

Параллельно действует второй принцип «претекстинг» - мошенник говорит текст по заранее заготовленному сценарию. Алгоритмы диалогов готовят профессиональные психологи, и они предусматривают множество вариантов ответов. Однако все ответы выстроены так, чтобы держать жертву на «крючке» и вести беседу в нужном темпе и направлении. 

Новые легенды мошенников

Вариант №1: кредитная заявка. Жертве звонит мошенник, представляясь сотрудником спецслужб или Банка России, и сообщает, что на имя жертвы в разных банках только что было оформлено несколько заявлений на кредит. Мошенник уверяет, что заявления одобрены, и кредит вот-вот будет выдан. Для предотвращения выдачи кредита на чужое имя жертве советуют быстро самостоятельно оформить кредит в банке. После получения денег от банка жертве настоятельно рекомендуют перевести эти деньги на «специальный счет», который курирует Банк России. Схема повторяется несколько раз: за короткий промежуток времени человек оформляет несколько кредитов и переводит все деньги на счет мошенника. При этом аферист запрещает говорить кому-либо о телефонном разговоре! В итоге деньги исчезают, а заемщик остается с кредитами, которые необходимо вернуть.

Вариант №2: письма от имени налоговой службы с требованием представить налоговую декларацию. Схема, как правило, работает в мессенджерах: жертве присылают на сайт, якобы налоговой службы, где необходимо заполнить данные для налоговой декларации. Сайт фишинговый имитирует ФНС – отличие только в паре букв в адресе. На сайте необходимо ввести персональные данные. Если жертва эти данные вводит, то мошенники не только похищают деньги, но и используют персональные данные жертвы для следующих атак, в том числе для повторного мошенничества, когда с жертвой связываются лже-юристы и предлагают вернуть похищенные средства за вознаграждение.

Вариант №3: обмен купюр. Под видом сотрудников социальных служб мошенники обходят квартиры и дома жертв и предлагают обменять купюры номиналом 5 000 рублей на новые. В качестве причины показывают приказы и распоряжения главы Банка России о проводимом в настоящее время обмене денег. Под видом новых купюр мошенники подсовывают фальшивки.

Вариант №4: звонок от руководителя. Жертве поступает звонок через мессенджер от имени руководителя, который сообщает, что спецслужбами в настоящее время проводится расследование в отношении сотрудников компании, где они работают. В рамках расследования жертве необходимо выполнить некоторые задания, которые сообщит представитель спецслужб. Далее с жертвой связывается «представитель спецслужб», приказывающий срочно осуществить перевод средств на «специальный счет». После перевода средств аккаунты «руководителя» и «сотрудника спецслужб» исчезают.

Вариант №5: повторное мошенничество. Пострадавшему от мошенников гражданину звонит неизвестный, представляясь сотрудником полиции или прокуратуры. Он сообщает, что расследование преступления, где гражданин является потерпевшим, квалифицировано как крупное и будет объединено в общее с группой пострадавших. Если гражданин согласен, то для подтверждения объединения необходимо направить СМС на указанный номер. Понятно, что в случае направления любого ответа гражданин рискует остаться без доступа к личным кабинетам банков и портала госуслуг, что чревато повторным выводом средств (а также оформлением микрокредитов и займов на его имя).

Все схемы основаны на обмане, они нацелены испугать жертву, а затем предложить «спасения» – выхода из ситуации. И звонок из банка, и звонок спецслужб, и звонок близкого родственника и многое другое.

Могут позвонить «из поликлиники» и напугать страшным диагнозом по анализам, могут позвонить ребенку и испугать сообщением, что его собака умерла. Вариантов множество, но общий признак – начать с испуга, а затем предложить что-либо сделать. Это и срочное обращение в банк, и перевод денег в мобильном приложении, и установка программы – любое действие.  Единственное правильное поведение заключается в прекращении разговора.

Правила финансовой гигиены:

1.  В случае телефонного звонка от неизвестного, представившегося сотрудником полиции, Банка России, прокуратуры, Росфинмониторинга, ФСБ и прочих государственных организаций, нужно немедленно прекратить разговор и сообщить о нем в ту организацию, от имени которой поступил звонок.

2.     Коды и пароли от любых информационных систем, а также ПИН-код от банковских карт нужно хранить в надежном месте. Нельзя сообщать их никому! Предоставление любых цифр, направленных в СМС или продиктованных по просьбе неизвестного лица, приведет не только к потере доступа к личным кабинетам, но и к потере вами денег – мошенники переведут их с ваших счетов.

3.     Если вы переводите деньги по просьбе неизвестного лица (например, по телефонному звонку от «работника прокуратуры») – вы не только потеряете эти деньги, но и можете стать участником преступления – ведь нельзя узнать, на какие цели переводятся эти деньги.

Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения». Дополнительная информация – по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru. 

222


-->