15 марта 2024
Мошенники предлагают сократить платежи по кредитам
Мошенники постоянно совершенствуют методы обмана: придумывают новые легенды, используют современные технологии и актуальную новостную повестку, чтобы украсть деньги у потенциальной жертвы. Схожи схемы аферистов одним – они используют чувствительные точки человека. Одна из новых схем обмана основана на желании заемщиков избавиться от долгов: мошенники предлагают рефинансировать имеющиеся кредиты.
Большинство россиян знают о возможности рефинансировать кредит, то есть оформить новый заем для погашения имеющегося. Такая процедура позволяет заемщику «улучшить кредит»: получить более выгодную процентную ставку или продлить срок кредитования, или уменьшить ежемесячную выплату. Рефинансирование – доступная процедура, но не все заемщики знают каким образом это сделать – мошенники же предлагают решение здесь и сейчас без дополнительной суеты. Цель аферистов – сначала заинтересовать потенциальную жертву, далее запутать, внушить ложную уверенность в выгоде предложения и заставить совершить необдуманные действия: перевести деньги на «безопасный счет», сообщить банковские данные, персональные сведения портала «Госуслуги» и т.п.. Решение необходимо принять немедленно и у заемщика нет времени, чтобы обдумать предложение или посоветоваться с родными или знакомыми.
Звонящий «специалист», чаще всего, знает данные заемщика: ФИО, сведения об имеющихся кредитах, иную персональную информацию, что дает повод доверять, так как эти данные должен знать только банк. Нужно учитывать, что любую информацию нужно проверять: записать ФИО «специалиста», его номер и позвонить по официальному телефону в банк для уточнений. Важно использовать только официальные каналы связи, а не ссылки или телефоны, представленные тем, кто звонит или пишет. Мошенники нередко используют объединенные базы данных: утечки из разных мест объединяются в одну базу, которая может содержать обширные сведения о человеке. В том числе о кредитной истории, семейном положении, увлечениях, а не только ФИО с номером телефона.
«Если подобное предложение поступает, нельзя терять хладнокровие и помнить, что любые финансовые решения требуют предварительного анализа, критического взгляда на то, что происходит. Вне зависимости от того, что предлагают, нужно особое внимание обращать на то, что просят сделать: заполнить анкету по присланной мошенником ссылке, сообщить персональные данные или пин-коды карты, осуществить перевод на сторонний счет. Ключевое значение имеют необходимые действия, а не слова и объяснения афериста», - предупреждает эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко.
При принятии решений с финансами спешить нельзя! Фразы «госпрограмма», «господдержка» и «персональное предложение» не должны вводить в заблуждение. Любое настойчивое предложение – повод прекратить общение. Программы рефинансирования разных банков можно изучить и подать заявку самостоятельно. Однако, если уже имеется просрочка по кредиту получить кредит на более выгодных условиях вряд ли получится, ввиду испорченной кредитной истории. Ни одна кредитная организация не заинтересована в привлечении проблемных клиентов.
Если под влиянием мошенника какие-либо сведения были раскрыты или даже совершен перевод денег, необходимо как можно быстрее обратиться в свой банк и сообщить о случившемся. Необходимо написать заявление на отзыв платежа, сообщить все известные сведения: номер телефона звонившего, номер счета для перевода, чтобы эти данные в дальнейшем могли быть проверены, а счет и номер телефона были внесены в «черный список». Также необходимо обратиться в полицию с заявлением о совершении мошеннических действий.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.