12 апреля 2022
О "слитых" персональных данных
Назойливые звонки из банков, куда вы никогда не обращались, постоянные звонки мошенников и маркетологов, предлагающих свои услуги, наталкивают на мысль, что ваши персональные данные где-то «утекли». Масло в огонь подкидывают и такие сообщения в СМИ как операторов доставки "Яндекс.Еда" объявил о масштабной утечке персональных данных.
"В интернет попали номера телефонов наших клиентов и техническая информация о заказах: дата создания, состав и другие подробности", - говорится в официальном заявлении компании.
Именно через такие «утечки», продажи или выбросы информации персональные данные людей попадают мошеннические колл-центры или на черный рынок по "пробиву" людей. Крупные игроки, такие как "Яндекс.Еда" пытаются исправить ситуацию - компания уже обратилась в правоохранительные органы и намерена сделать все, чтобы такого больше не повторилось. Однако для людей этот факт не является реальной помощью в текущих условиях. Кроме того, фиксируется масса случаев специальной продажи баз данных людей.
"Черный рынок персональных данных огромный", - рассказал исполнительный директор IT-компании HFLabs Константин Степанов. - Покупают данные для использования в разных финансовых схемах". Тут очень важно, какие именно данные "утекли". Очень важно, чтобы в интернет не «утекли» данные вашего паспорта и тем более платежных карт.
Можно ли застраховаться от «потери» данных?
К сожалению, это невозможно – свои персональные данные мы оставляем повсюду. Ходим в магазины, где заполняем свои данные для карт скидок, держим данные в мобильных телефонах и на компьютерах, обращаемся за онлайн-покупками – все это может привести к «утечке» персональных данных. Существует две возможности попадания данных в даркнет: система хранения данных не идеальна и легко взламывается хакерами либо включается человеческий фактор и желание подзаработать. Если данные скомпрометированы, то они далее могут распространяться по цепочке. Кстати, вероятность вычислить схему попадания данных паспорта, ФИО, телефонов аферистам эксперты оценивают как достаточно низкую и малоэффективную.
По закону каждый гражданин имеет право "Отозвать согласие на обработку персональных данных», однако при этом он лишается всех привилегий или аккаунта сервиса. Если использование сервиса, где необходимо было оставить данные, было одноразовым – стоит воспользоваться этой возможностью. Однако ряд сервисов по законам РФ обязаны хранить некоторые данные своих пользователей на протяжении длительного времени.
Я увидел свои персональные данные в интернете! Что делать?
Стоит обратиться к оператору персональных данных с требованием прекратить их оборот, говорит Сергей Гребенников, член комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Если оператор не предпринимает никаких действий, вы имеете право обратиться в Роскомнадзор либо в прокуратуру. Если уже присутствуют признаки преступления, можно обращаться с заявлением в правоохранительные органы.
Конечно, самым верным способом защититься от «утечки» стараться очень внимательно относиться к своим персональным данным. И новая карта скидок в магазине, который вы посетили один раз, будет лишней в вашем кошельке, а еще отказ от заполнения данных для ее получения – спасет ваши нервы от общения с аферистами.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.