24 января 2022
Внимание! Новая схема мошенничества с кредитованием
Банк России зафиксировал обновленную схему обмана граждан. По сценарию аферисты убеждают жертву оформить кредит, а затем переводят эти деньги на свой счет.
Схема мошенничества предусматривает три этапа
Сначала человеку звонит якобы «сотрудник бюро кредитных историй» и утверждает, что в данный момент на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Как обычно мошенники используют методы социальной инженерии и пытаются убедить жертву действовать быстро без раздумий. В процессе беседы звонящий узнает, услугами каких банков пользуется жертва. Чтобы войти в доверие, интересуется, не терял ли гражданин документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли паспортные данные кому-либо.
После выяснения всех возможных подробностей жизни жертвы – аферисты приступают ко второму действию. Через короткий промежуток времени гражданину снова звонят и уже представляться либо сотрудником службы безопасности банка, либо правоохранительных органов, либо Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких родственников неизвестные лица оформляют кредит. Для предотвращения операции, предлагают как можно скорее оформить кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным.
Как и по ранее отработанной схеме злоумышленники просят гражданина действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секретная операция по вычислению недобросовестных сотрудников банка. Они убеждают жертву, что его действия позволят раскрыть преступника, а кредитная история останется чистой.
В конце гражданина просят перечислить кредитные деньги на «специальный счет», который укажет звонящий. В большинстве случаев жертва под влиянием мошенников переводит деньги на счета злоумышленников через внесение средств в банкомате или платежном терминале. В результате этой мошеннической схемы злоумышленники в течение 3-5 дней могут убедить жертву оформить несколько кредитов в различных банках, обналичить денежные средства и через банкомат внести их на счета злоумышленников.
Мошенники подкованы в работе служб безопасности банков, отмечают в Отделение по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, для обхода проверок со стороны банков (антифрод-систем) они просят жертв единовременно за одну операцию вносить на «специальные счета» не более 15 000 рублей. Однако общая сумма ущерба может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
Социальная инженерия
Телефонное мошенничество остается основным каналом действий злоумышленников, они могут звонить с подменных номеров и активно используют методы психологического воздействия, играя на сильных человеческих эмоциях и чувствах (страх, жадность, сочувствие). Их скрипты составляют профессиональные психологи, поэтому общение с будущими жертвами содержат убедительные ответы на стандартные вопросы и сомнения. Поэтому если вам звонят неизвестные и представляются, например, «сотрудником» финансовой организации, правоохранительных органов или представителем какого-то государственного органа, немедленно прервите разговор, под каким бы предлогом они ни звонили. Также злоумышленники часто представляются сотрудниками Центрального банка, однако представители Банка России не звонят гражданам.
При возникновении сомнений относительно сохранности денег позвоните или посетите отделение своего банка. При звонке используйте только официальный телефон, указанный на обратной стороне карты или на сайте банка. Если нет возможности совершить звонок в банк, можно обратиться в его онлайн-чат. Самостоятельно позвонить в банк можно и в том случае, если после звонка злоумышленника вы переживаете, что неизвестные оформляют на вас кредит или проводят какие-либо операции с вашим счетом.
Когда банку можно верить?
Банки редко, но звонят своим клиентам. В каких случаях стоит верить человеку на другом конце трубки, рассказала "Российской газете" эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко.
1. Если банк проводит соцопрос. Сотрудник поинтересуется, устраивает ли вас качество услуг, какие финансовые продукты представляют для вас интерес и тому подобное. В этом случае никакой персональной информации у клиента спрашивать не будут.
2. Если вы оставили заявку на кредит. В таком случае клиент сам ждет звонка от банка - в кредитной организации могут уточнить размер вашего заработка или задать вопросы по стажу работы. Сведения о карте и тем более CVV-номер на ее обратной стороне сотрудника не интересуют. Более того, для оформления кредита банк не станет спрашивать, являетесь ли вы уже его клиентом.
3. Если банк продвигает свои услуги. Клиенту могут позвонить с рассказом о новых продуктах или условиях оформления кредита. Задача сотрудника - только представить потенциальному заемщику преимущества предложения, конфиденциальная информация его не интересует.
4. Если сотрудник службы безопасности банка хочет перепроверить информацию после блокировки карты. Чаще всего мошенники пытаются "играть" именно по такой схеме, поэтому стоит обратить особое внимание на этот случай. Настоящий сотрудник банка будет звонить только после того, как карту клиента заблокировали. Это может произойти, если антифрод-система (программа мониторинга и предотвращения мошеннических операций) определит подозрительную транзакцию по счету клиента - например, в случае многократного перевода больших сумм за короткий промежуток времени или внезапной крупной покупки криптовалюты. Система автоматически заблокирует операцию, карту или счет клиента, а вам на телефон придет соответствующее уведомление. Как правило, при нетипичной или подозрительной транзакции, блокируется операция по переводу средств. А вот блокировка счета или карты происходит уже по более веским основаниям. После этого - в течение пятнадцати минут - может позвонить сотрудник банка. Он спросит ФИО, место прописки, дату рождения или кодовое слово (которое содержится в договоре с банком). Если никакое уведомление не приходило, "сотрудник службы безопасности", скорее всего, является мошенником.
5. Если клиент сам обратился в банк с жалобой на аферу. Вам могут перезвонить, чтобы уточнить детали ситуации. Чтобы быть точно уверенным, что вам звонят не мошенники, можно просто повесить трубку и самому перезвонить в банк. Кроме того, стоит учитывать, что любые официальные документы банк присылает клиенту только на почту или в личный кабинет онлайн-банка - все документы, отправленные в WhatsApp, - фейк.
Как видите, что все звонки из банка носят только информационный или уведомительный характер. Сотрудник банка никогда не будет принуждать к совершению каких-либо действий. А представители Банка России, Минфина России, МВД вовсе не будут звонить и решать с вами проблемы по телефону.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.