19 апреля 2024
Возвратный платеж или chargeback
Ежедневно совершая покупки товаров или услуг мы используем платежные карты. Для этого мы рискуем и вводим данные нашей банковской карты, подтверждаем транзакцию, деньги уходят с нашего счета, а взамен мы получаем результат. Или не получаем, к сожалению, при столкновении с недобросовестными продавцами бывает и такое. Что делать в этом случае? Можно ли вернуть деньги? Можно! Все не так сложно — вам необходимо оформить чарджбэк. Что это такое и как работает разобрались эксперты регионального центра финансовой грамотности.
Для начала разберемся что скрывается за этим иностранным словом, сhargeback — это особая процедура, доступная держателю банковской карты в случае, когда он оплатил покупку или услугу, но она не была ему доставлена или оказана либо была оказана недолжным образом (иной товар или брак товара, некачественно выполненная услуга и другое). Chargeback может быть применен и в случае мошеннического списания средств.
При столкновении с неприятной ситуацией с продавцом не стоит сразу прибегать к процедуре chargeback. Возможно деньги вам вернут через процедуру refund (добровольный возврат платежа без вовлечения банка и платежных систем), что для клиента будет гораздо быстрее и удобнее. Если же продавец по тем или иным причинам отказывается возвращать деньги, направляем обращение о возврате денежных средств в банк, выпустивший карту, платеж по которой мы оспариваем и прилагаем доказательства. После чего стоит лишь ждать решения банка. Не стоит тянуть с обращением, в большинстве случаев срок давности для инициирования chargeback — 120 дней, если не обратиться вовремя вернуть деньги уже точно не получится. Максимальный срок подачи заявления в банк-эмитент указан в вашем договоре с банком (обычно это 30-60 дней).
Процедура возврата
Держатель карты подает в банк-эмитент соответствующее заявление, в котором указывает причину, почему он считает операцию недействительной или мошеннической, и прилагает все имеющиеся по этой операции документы (чеки, счета, переписку). Далее кредитная организация проводит расследование и в случае правоты заявителя списывает с торговой точки опротестованную сумму платежа и возвращает ее плательщику, то есть чарджбэк происходит за счет торговой точки.
Процедура chargeback будет полезна и в случае двойного списания стоимости покупки с карты. А также если банкомат не выдал вам запрошенную сумму, но с карты ее списал или не зачислил внесенные средства. Иными словами вы либо не воспользовались своими деньгами, либо не получили услугу. А также помогает и в ситуациях, когда списание произошло из‑за технической ошибки.
Помните, что сhargeback — это досудебная процедура. С ней можно проще и быстрее вернуть деньги, чем через суд. Однако если в возврате средств по чарджбэку вам отказали, то всегда можно обратиться в суд. Для клиента запуск и ведение процедуры chargeback бесплатны.
Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения». Дополнительная информация – по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.