04 июня 2020
Как реклама мешает нам экономить деньги
Спонтанные покупки считают сегодня одним из самых главных врагов финансового грамотного человека.
Эксперты говорят, что даже в обычных продуктовых магазинах средний россиянин, покупая всякую незапланированную ерунду, тратит 1000-3000 тысячи рублей ежемесячно. Осознанное принятие решений избавляет нас от навязчивого влияния рекламы и не даёт попадаться на изощрённые маркетинговые уловки, используемые при продаже товаров и услуг. Поэтому очень важно научиться обращать внимание и распознавать виды маркетингового влияния.
Мы покупаем больше товаров и услуг, чем планируем когда:
— Скидки, распродажи, ликвидации и «зачёркнутые цены» часто «помогают» вам купить больше, чем реально было нужно (чем было запланировано). В рекламе используются недорогие товары для привлечения в магазин, но наценка на многие другие может быть значительно выше. Пример из жизни: пошли за дешёвыми макаронами, заодно купили соус двух видов, чипсы и клубнику. Или акции «два по цене трёх»: зачем вам три пакета молока, если вы утром варите кашу, и одного пакета вам хватает на два дня?
— Магазины используют клубные и скидочные карты, чтобы клиенты совершали покупки чаще, чем планировали. Некоторое ощущение «избранности» появляется у покупателя. Раз есть карта — значит я принадлежу к этому сообществу. И здесь буду всё покупать. А в магазин через дорогу не пойду. И не стану проверять, дешевле ли там.
— Так называемые подарочные сертификаты также таят в себе риск понести незапланированные траты: выбирая какие-либо товары или услуги на полученный от родных, друзей или коллег сертификат, легко вдобавок взять что-то ещё сверх суммы сертификата.
— Грамотно обученные менеджеры по продажам (или качественно сделанный интернет-магазин) всегда рекомендуют приобрести немного (или значительно) более дорогой товар, а также предлагают сопутствующие товары и различные аксессуары, что увеличивает цену одной покупки. Покупки в интернете вещь увлекательная. И виртуальные картинки, и способы оплаты, когда мы не держим реальные деньги в руках, а лишь кликом мышки пересылаем суммы в онлайн-банке ослабляют нашу бдительность. Здесь всё так легко, что просто порой невозможно уследить, как мы тратим больше, чем надо.
Реклама финансовых продуктов, которая может привести к дополнительным расходам при кредитовании или потерям денег при инвестициях
— Занижение реальной ставки по кредитам, сокрытие дополнительных расходов в виде страхования заёмщика и/или различных комиссий. Требуйте от менеджера график платежей и полную информацию о финансовом продукте, и конечно, читайте кредитный договор, и задавайте вопросы. Помните, что в сносках внизу листа, мелким шрифтом со звёздочками всегда написано самое интересное. Пересчитайте!
— Очень привлекательные условия по вложениям средств, не всегда отражающие реальную доходность при инвестициях. К примеру, сегодня мало кого удивляется ставкам по депозитам гораздо выше ставки рефинансирования. Однако не стоит забывать, что если ставка по депозитам выше ключевой ставки, вкладчику придётся заплатить 35% налога с доходов, превышающих ставку рефинансирования. Банки стараются бороться за вкладчиков: конкуренция высока. Но и заоблачная доходность — сигнал к тому, чтобы обратить более пристальное внимание на деятельность организации, часто это сигнал о рискованности проводимых операций.
Попробуйте планировать свои денежные траты. Тогда, возможно, вашим кошельком сможете распоряжаться вы сами, а не голос из телевизора.