19 июня 2023
Скрытые услуги с займом в МФО
Оформляя займ в микрофинансовой организации, можно столкнуться с неожиданной проблемой – резким ростом итоговой суммы задолженности. В чем может скрываться проблема, разобрались эксперты Регионального центра финансовой грамотности.
Проблема изменения суммы платежа кроется в том, что гражданин при заключении договора по невнимательности дает согласие на услуги, которые требуют дополнительной платы, помимо основной суммы займа и процентов. Сотрудники микрофинансовых организаций в своей работе зачастую пользуются юридической неграмотностью граждан, которые обычно в спешке заключают договор.
Какие скрытые платные услуги могут быть включены в договор?
1. Страхование жизни и здоровья лица, который оформляет заём.
2. В случае оформления займа под залог недвижимости, в договоре может появиться оплата полиса страхования имущества.
3. Плата может взиматься за СМС-напоминание о необходимости внесения платежей по графику.
4. Консультации юриста также могут быть платными.
5. Оплата услуг по оценке клиента на платежеспособность (кредитный рейтинг, кредитная история).
6. Комиссия за перечисление заёмных денежных средств на счёт клиента.
Причем оплата дополнительных услуг может достигать 10-15 тысяч рублей. Притом что средний заем в МФО составляет 10-12 тысяч рублей, данная сумма будет достаточно внушительной. И окончательная сумма займа автоматически может увеличиться даже в два раза в зависимости от количества и суммы дополнительных услуг.
Правила грамотного заемщика
Чтобы избежать неприятных последствий и не попасться на уловки менеджеров МФО, необходимо соблюдать следующее правила.
- Внимательно изучить условия договора. Особое внимание необходимо уделить сумме выдаваемого займа, важно чтобы сумма совпадала с той, которую вы планировали получить.
- Просмотрите договор на наличие строки «дополнительные услуги». Если же они присутствуют, важно, чтобы они не влияли на процентную ставку и размер займа.
Помните, отказаться от ненужных платных услуг, согласно действующему законодательству, можно в течение 14 дней с момента заключения договора. Для этого необходимо направить заявление в адрес организации, с которой был заключён договор.
Заявление можно составить в свободной форме. А направить его можно как в электронной форме, так и заказным письмом. К заявлению необходимо будет приложить: копию паспорта заёмщика; копию договора займа; документы, подтверждающие перечисление заёмщику денежных средств; реквизиты счёта, на который необходимо вернуть деньги.
Если решить вопрос с отказом от ненужных услуг с финансовой организацией не получается, можно обращаться за защитой своих прав: к финансовому омбудсмену, Роспотребнадзор, Банк России, саморегулируемую организацию, в состав которой входит микрофинансовая организация, Роскомнадзор, Федеральную антимонопольную службу.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.