14 февраля 2017
КонфОП оценил состояние защиты прав и интересов заемщиков
13 февраля 2017 года председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин презентовал результаты очередной волны независимого мониторинга «Состояние защиты прав и интересов заёмщиков в России на рынке кредитования». Предметом исследования текущей волны мониторинга стали необеспеченные кредиты: кредитные карты, кредиты наличными, займы микрофинансовых организаций.
По состоянию на 1 апреля 2016 года объем рынка кредитования физических лиц составил 10,4 млрд руб. При этом на фоне снижения объема рынка растет уровень просроченной задолженности по кредитам физических лиц. Особенно эта проблема характерна для валютных кредитов: с 20% (01.12.15) до 24% (01.04.16.).
В рамках исследования КонфОП выявила ключевые проблемные области в работе финансовых организаций:
Предоставление потребителю достаточной необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность правильного выбора.
Взимание отдельной платы за необходимые и выгодные для предоставления услуги действия кредитора.
Стимулирование кредитором потребителя к приобретению дополнительных услуг.
Порядок заключения договора с потребителем, как экономически слабой стороной, и соблюдение принципа ответственного кредитования в договорных отношениях с потребителями.
Включение в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителя.
Актуальность вопроса об информировании клиентов уже была подчеркнута в прошлых волнах мониторинга КонфОП. «В большинстве исследованных банков диапазоны стоимости кредитов либо чрезмерно велики, либо вовсе не обозначены, что не позволяет клиенту составить мнение о банковском продукте, - отметил Дмитрий Янин. – Например, лишь 18% изученных нами банков раскрывают на сайте информацию о полной стоимости кредита наличными, и ни в одном из рассмотренных банков нет информации о полной стоимости кредита по кредитной карте». В сфере небанковского кредитования аналогичные проблемы, например, на сайтах исследуемых региональных МФО лишь в 19% случаев представлена информация о диапазоне процентных ставок по займам».
Проблемы с информированием возникают и на этапе исполнения клиентом обязательств по кредиту. В рамках исследования лишь в 29% случаев банки предлагают бесплатные уведомления без подключения дополнительных электронных средств, а существенная часть услуг по информированию по-прежнему предоставляется клиентам банков на платной основе.
Дмитрий Янин отметил проблему навязывания дополнительных услуг.
- Расширяется практика использования исследуемыми банками коробочных решений при организации страхования заемщиков. Банки сами заключают договоры со страховыми компаниями, и в результате страхователем становится банк, а потребитель - всего лишь застрахованным лицом. В таких ситуациях досрочное расторжение договора страхования невозможно, а согласно судебной практике, на заемщика даже не распространяются положения законодательства о правах потребителя!, - подчеркнул спикер.
По итогам мониторинга Дмитрий Янин представил рекомендации для решения основных проблем:
- Внесение изменений и дополнений в законодательство, обеспечивающих предоставление финансовой организацией потребителю достоверной, понятной и практически полезной информации о полной стоимости кредита.
- Выявление в законодательстве положений, устанавливающих права потребителя, не подкрепленных механизмами их реализации, а также положений, которые могут вводить потребителя в заблуждение относительно его прав.
- Обеспечение следования кредитующих организаций принципам ответственного кредитования при предоставлении всех видов кредитов.
Независимый мониторинг в области защиты прав потребителей финансовых услуг проводится в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».