11 ноября 2020
Что такое краудфандинг
Допустим, у вас есть отличная идея: вы хотите снять авторское кино, открыть благотворительный магазин, ферму, кафе или собрать средства на благотворительность. Но где взять деньги за свой проект? Поможет народное финансирование.
Что такое краудфандинг и причем тут народ?
Краудфандинг с английского языка переводится как “народное финансирование” (сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). То есть люди добровольно жертвуют свои деньги на развитие неких проектов. Средства собираются через Интернет, на специализированных платформах.
И что, так можно собрать деньги на любой проект?
Не на любой конечно, но на многие. Если ваш проект понравится конечному потребителю - людям, ведь именно они будут жертвовать свои средства и фактически станут сопродюсерами вашего проекта, будь то новый альбом, клип или кино.
Темы проектов могут быть самыми разными - музыка, литература, кино, театр, фотография, дизайн, игры, бизнес, а также социальные и благотворительные проекты и многое другое.
Но есть условие: проект не должен преследовать личные цели, нарушать закон или морально-этические нормы.
В Пионерском бизнесмен открыл цех по производству уникальных лодок-трансформеров - а деньги на разработку лодок собирал при помощи краудфандинга.
А недавно калининградский губернатор Антон Алиханов предложил таким образом собирать средства на реставрацию памятников.
С чего начать?
Определитесь с проектом. У вашего проекта должна быть коммерческая направленность и четкая цель, связанная с развитием бизнеса, если речь не идет о благотворительности. В целом же проект должен быть понятен людям. Далее ищите краудфандинговую платформу. Сегодня таких платформ в интернете около тридцати.
Одной из самых популярных в мире является площадка www.kickstarter.com. Ее “фишка” - креативные проекты: съемки независимого кино, создание видеоигр, комиксов, музыки, техники, гаджетов и т.д. Однажды площадка начала сбор средств на карточную игру “Взрывающиеся котята”, и люди в первые сутки пожертвовали $2 млн долларов. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды.
А самым кассовым проектом стал сбор средств на наручные часы Pebble, синхронизируемые с iPhone и устройствами на Android: на их создание в 2012 году было привлечено 10,2 млн. $.
Аналог этого проекта - российская площадка Boomstarter.
Недавно здесь собрали 2 млн. рублей на открытие карамельной фабрики в деревне и на строительство клиники в Никарагуа.
“Мать” российского краудфандинга - сайт Planeta.ru. Здесь музыканты группы «Би-2» собрали 1 млн. 250 тыс. рублей на выпуск альбома Spirit в в 2011 году. Сегодня на платформу потянулись авторы проектов из других сфер (Евгений Гришковец, Colta и др.). Пpoeкт Kroogi - работает с 2007 года, это самая cтapaя из кpупныx poccийcкиx плoщaдoк для кpaудфaндингa.
В целом же площадок множество и они могут отличаться друг от друга - по поддерживаемым темам, по размеру комиссии, которую они берут с авторов. На ряде площадок проекты могут предлагать только ИП или юрлица, на других допускается участие физических лиц.
Я должен что-то платить самой платформе?
Да, обычно это комиссия, ее берет площадка в случае успешного завершения проекта. Размер комиссии - порядка 3,5-5% от собранных средств. Также ряд площадок берет плату за размещение проекта.
А что получают жертвователи?
Обычно авторы предусматривают вознаграждение для тех, кто жертвует свои деньги. Вознаграждение может быть материальным. Например, книги, диски, футболки, кружки - с автографом или без, или сам продукт, на который собирают деньги. Например, калининградец, собиравший средства на кроличью ферму, пообещал “пушистые” подарки, носки и пр.
В качестве нематериального вознаграждения жертвователям предлагается благодарность на официальном сайте или в соцсетях упоминание имени в титрах видео, на обложке диска, в книге и пр. Это может быть личная встреча, персональная песня, стих или рассказ.
Зачем нужен краундфандинг? не проще ли собрать деньги самому?
Чтобы собрать крупную сумму - а для реализации некоторых проектов нужны большие деньги - лучше иметь обширную аудиторию. Самому делать это сложно даже технически. А известные краудфандинговые платформы позволяют выйти в широкие массы. К тому же они могут оказывать информационную поддержку наиболее интересным проектам.
А если нужную сумму собрать не удалось?
Обычно средства возвращаются жертвователям. Некоторые платформы предлагают продлить срок сбора средств.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.